marks engels lenin stalin 2

ДЗНС Приморья. Актуальность работы Ф.Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке»

Рабочая группа «Активисты ДЗНС Приморья» начала дискуссию на тему: ««Актуальность работы Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке». 

Роль и значение первой главы работы Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» для участников Регионального Движения  «За новый социализм» Приморского края.

Итоговый документ, составленный участниками дискуссии после обсуждения Первой главы.

При прочтении первой главы работы Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» (далее – Работа), мы узнаем, что термин «социализм» (далее –  Социализм) ввели в обращение французские мыслители XVIII века.

Для них социализм означал новую теорию, которая складывалась, как пишет Ф. Энгельс,  из «накопленного до него идейного материала».

Социализм, как теория, по своему содержанию являлся, с одной стороны, как отражение в головах у мыслителей классовых противоположностей между имущими и неимущими. С другой стороны, как отражение в их сознании анархии, безвластия и неуправляемости, которые царили в то время в общественном товарном производстве.

Это было Время, когда, по выражению Гегеля, «мир был поставлен на голову».

Когда мыслители признали истинным

Взяв за основу выражение древнего философа Анаксагора, который сказал, что «разум управляет миром», мыслители XVIII века заявили, что «человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления», должны быть признаны «основой всех человеческих действий и общественных отношений».

Затем в XIX веке, как пишет Ф. Энгельс, появились «три великих утописта»  –  А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, которые свои «идеи и принципы» по устранению классовых различий попытались изложить «в виде системы, непосредственно примыкавшей к французскому материализму».

Пролетариат в то время был ещё неразвитым классом и был не готов к самостоятельной политической борьбе. Он был угнетенным и страдающим сословием, поэтому теоретическая помощь ему могла быть оказана только извне, «сверху».

Но мыслителям решение общественных задач, ещё скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось, по мнению Ф. Энгельса, «выдумывать из головы».

Они были уверены, что надо только «изобрести» более совершенную систему общественного устройства и «навязать её существующему обществу извне, посредством пропаганды, а по возможности и примерами показательных опытов».

И далее Ф. Энгельс пишет: «Эти решения и эти новые социальные системы, рожденные в головах мыслителей, были обречены на то, чтобы оставаться утопиями. Чем больше разрабатывались они в подробностях, тем дальше они должны были уноситься в область чистой фантазии».

Тем не менее, социалисты-утописты XIX века внесли свой вклад в новую теорию под названием Социализм.

Оуэн, например, написал, что «путь к преобразованию общества преграждают, прежде всего, три великих препятствия: частная собственность, религия и  существующая форма брака».

Шарль Фурье в своём сочинении «Заблуждения разума…» писал:

«Два порока мешают современной философии прийти к какому-нибудь открытию:

Вера в непроницаемость Будущего и обращение своего взора вспять при движении, т.е. суждение о Настоящем путем сравнения с Прошлым. Таков первый порок. Искание источника блага в «порядке управления» вместо искания блага в «изменении этого порядка». Таков второй порок философии».

А вот с каким обращением 200 лет назад выступил Анри де Сен-Симон в своем знаменитом «Очерке науки о Человеке»:

«Прогресс человеческого ума дошел до того, что наиболее важные рассуждения о политике могут и должны быть непосредственно выведены из познаний, приобретенных в высших науках. Придать политике положительный, научный характер – вот к чему стремится человеческий разум!».

Способ понимания, свойственный социалистам-утопистам, долго господствовал над социалистическими воззрениями XIX и ХХ века и отчасти господствует ещё и поныне.

Стоит только сформулировать «истинные и справедливые общественные отношения в голове», а потом с помощью «программы партии или движения» внедрить их в общественное сознание, как рабочие тут же начнут строить «справедливое общество».

Подобный, идеалистический взгляд на развитие общества, по мнению Ф. Энгельса,  может породить и порождает только «эклектический социализм».

Эклектика – способ построения философской системы путём стихийного сочетания различных положений, идей и принципов, заимствованных из других научных теорий или философских систем.

Эклектический социализм представляет собой смесь из экономических положений и различных представлений, которые берутся из различных теорий и учений и выражаются в программах, манифестах и декларациях  некоторых руководителей сект, мечтающих на основе этой «теоретической каши» построить «справедливое общество».

В конце Первой главы своей Работы Ф. Энгельс пишет, «чтобы превратить социализм в науку, необходимо было, прежде всего, поставить его на реальную почву».  

Как известно из истории революционного движения, К. Маркс и Ф. Энгельс, поставив социализм на материалистические и диалектические рельсы, создали учение об общих законах развития  Природы, Общества и Мышления, которое впоследствии сторонники коммунизма назвали «марксизмом».

Своим учением К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что в недрах общественного товарного производства, основанного на капиталистическом способе производства, порожденного частной капиталистической собственностью, объективно зарождаются новые производительные силы, которые присущи новому посткапиталистическому, коммунистическому общественному строю.

При этом К. Маркс обратил внимание на то, что новый коммунистический строй в своем развитии проходит две фазы или два этапа.

На первом этапе пролетариат упраздняет (отрицает) частную капиталистическую собственность, а на втором – успешно овладевает ею, придавая ей общечеловеческий, гуманистический характер.

Второй этап, по сути, есть позиция «отрицание отрицания», на которой коммунизм равен гуманизму.

Опираясь на марксизм, российские революционеры во главе с В. Лениным стали социализмом называть первую фазу коммунистического строя.

Владимир Ильич Ленин – российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков).

Обобщив доказательства и выводы, сделанные К. Марксом и Ф. Энгельсом, В.И. Ленин в работе «Государство и революция» (1917 г.) писал: «То, что обычно называют социализмом, Маркс называл «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо».

После Октябрьской социалистической революции левые эсеры, которых было подавляющее большинство в Советах, создаваемых по всей России, приняли решение сразу и непременно строить в стране высшую фазу коммунистического строя. Это, по их мнению, можно было делать на основе «общинной собственности», «общинного самоуправления» и «земского самоуправления», которое сохранилось до сих пор в России и которое надо просто переименовать в «советское самоуправление».

Сразу после революции эсеры, опираясь на свои принципы и взяв на вооружение «продразверстку», как принудительный способ обмена сельскохозяйственных продуктов на промышленные товары, стали навязывать рабочим и крестьянам «коммунистический контроль и коммунистическое распределение».

В условиях гражданской войны большевики поддержали такие экономические меры, назвав этот этап развития экономики «военным коммунизмом».

Но они по-прежнему утверждали, что после окончания гражданской войны необходимо брать курс на «разрешение капитализма в стране». При этом ориентироваться надо на более высокую фазу капитализма – государственный капитализм!

В. Ленин в работе «К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции», обращаясь не только к эсерам, но и к рабочим и крестьянам всей страны, по этому поводу писал:

«Мы предполагали без достаточного расчёта – непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране. Жизнь показала нашу ошибку. Потребовался ряд переходных ступеней: государственный капитализм и социализм, чтобы подготовить – работой долгого ряда лет подготовить – переход к коммунизму. Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, на личной заинтересованности, на хозрасчёте потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму, иначе вы не подойдёте к коммунизму. Так сказала нам жизнь, Так сказал нам объективный ход развития революции».

После того, как была принята Новая Экономическая Политика (НЭП) в 1921 году, многие советские философы, опираясь на марксизм-ленинизм, стали понимать «социализм» как «переходный этап в развитии общества от государственного капитализма к коммунизму».

В преамбуле Конституции СССР (1977 г.) коммунисты уже написали:

«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя… Развитое социалистическое общество – закономерный этап на пути к коммунизму».

Но, видимо, Капитализм не до конца развил все формы своего существования в России, а потому в 1993 году в СССР произошла Перестройка, которая вновь поставила страну на рельсы коммунистического строительства, но уже не от «государственного капитализма», а от «олигархического капитализма».

В настоящее время Капитализм в России с 1990 года по 2020 год уже развился от «частнохозяйственного и акционерного капитализма» до «государственного капитализма», а затем и до «олигархического капитализма».

Следовательно, Участники Движения «За новый социализм» вправе сегодня утверждать, что «новый социализм» – есть переходный этап развития производительных сил в России от «олигархического капитализма» до «коммунизма».  

Авторы: 

Виталий Осотов, Евгений Зайцев – участники РГ «Активисты ДЗНС Приморья».

Полный архив публикаций автора здесь – https://news-socialism.su/stranicza-avtora-v-shumskov/

В.Шумсков

05.04.2021 Новости Социализма

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID10544 05 Апр 2021 Пн 07:12***


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Прокрутить наверх