Основные факты:
- 3 сентября лидер Консервативно-Христианской партии БНФ Зенон Позняк, эмигрировавший из Белоруссии в 1996 и критикующий Лукашенко с позиций белорусского национализма, опубликовал статью «Рассуждения в начале гибридной войны», в которой призвал Запад поладить с Лукашенко ради отражения русской угрозы. Цитаты:
— Кремль добился своего за счет изоляции Лукашенко от Запада: «Эмиграционная атака и манипуляции с беженцами с Ближнего Востока полностью изолировали группировку режима Лукашенко (и фактически Беларусь) от ее соседей и от остальной демократической Европы. <…> Цель Кремля достигнута — клиент (Лукашенко) в лапах Москвы. Впереди осень, холодная. Не исключено, что [польские] политики будут твердо стоять на своем. Но только до первой смерти беглеца, в которой будет обвинять правительство. Путин хлопает в ладоши».
— Путин хлопает в ладоши миграционному кризису на границах Белоруссии: «Брюссель рассматривает приток мигрантов как гибридную войну Путина и Лукашенко против Европейского Союза. Скандальная ситуация произошла в Польше. Беженцы с Ближнего Востока, которые хотят попасть в Германию, уже давно останавливаются и ночуют на нейтральной границе. Польские пограничники и армия не пускают их, создают заколки из колючей проволоки. <…> Впереди осень, холодная. Не исключено, что и первый, и второй политики будут твердо стоять на своем. Но только до первой смерти беглеца, в которой будет обвинять правительство. Путин хлопает в ладоши».
— Запад варварски загоняет Белоруссию в Россию: «В самом начале гибридной войны, чтобы остановить эскалацию, нужно потушить костры с обеих сторон, то есть начать разговаривать. Политика загнать узурпатора в ловушку (в Россию) ценой жизни белорусского народа — это эгоистичная политика варварства».
— Экономические санкции Запада ведут к аннексии Белоруссии Россией: «А что касается нашей страны, то экономические санкции и блокада, это есть загон к аннексии, к потере суверенитета, к интеграции Беларуси в Россию».
— Выход для Запада — примириться с Лукашенко и снять авиаблокаду РБ: «Выход здесь прост и очевиден, но, впрочем, сомневаюсь, что политики воспользуются им. В основе всего этого — отношение к диктатуре Лукашенко и судьбе Беларуси. События выглядят так, что в интересах белорусского народа нужно отменить авиапассажирскую и наземно-транспортную блокаду Беларуси».
— Возобновить в полную силу работу западных НКО в РБ: «Нужно восстановить межчеловеческие связи и контакты между народами, коммуникации с обществом».
— Приостановить действия санкций против Белоруссии в обмен на освобождение политзаключенных: «Второе — приостановить экономические санкции, заморозить их (ведь санкции власть диктатора не свалят), и вступить в переговоры с противоположной стороной о прекращении репрессий, пыток людей, о прекращении преследования гражданского общества. Еще есть время. <…> Сейчас нужно требовать от них остановиться, приостановить экономические санкции против народа Беларуси, прекратить политику тотальной экономической блокады, в которой выживают только диктаторы, но терпит народ».
Позняк буквально озвучивает основные тезисы пропаганды Лукашенко, согласно которым, созданный АГЛ миграционный кризис — повод для восстановления отношений Запада с Лукашенко. Русская угроза — повод для восстановления отношений Запада с Лукашенко (т. е. АГЛ предлагается принять в качестве гаранта независимости Белоруссии от России).
Этот сюжет можно было бы пропустить как не самый значительный, но за него зацепился глава Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман. «Минский диалог» — это неформальная площадка для диалога властей Белоруссии с Западом. С белорусской стороны ей занимается преимущественно глава МИД Владимир Макей.
- 8 сентября в Deutsche Welle выходит материал с комментариями Прейгермана, который, опираясь на заявление Позняка, призвал Запад поладить с Лукашенко ради отражения русской угрозы. Цитаты:
— Позняк всё правильно сказал: «Тут вопрос не идеологии, а трезвого анализа, итог естественного течения политического кризиса».
— Запад действительно загоняет Белоруссию в Россию: «Аргументы лидера КХП-БНФ о „вредоносности рестрикций и усилении из-за них зависимости Беларуси от России“ эксперт полностью поддерживает: „Это медицинский факт. Если долго кого-то душить, то его и задушат — при условии, что ему негде набрать воздуха, а для Беларуси „воздух“ идет из России. В Минске понимают, что здесь и сейчас ему угрожает Запад, и идут за помощью на Восток“».
— Экономические санкции Запада действительно ведут к аннексии Белоруссии Россией: «А потом, предостерегает Прейгерман в беседе с DW, страна, критически зависимая от поддержки извне, неизбежно настолько ослабевает, что не в состоянии отстаивать национальные интересы, и быстро теряет суверенитет: „Не потому, что кто-то другой — в нашем случае Россия — плохой, а просто в силу природы международных отношений и геополитики“».
— Минск всё еще надеется восстановить отношения с Западом и ругает уходом к РФ: «В ближайшие два-три месяца может наступить момент истины — либо эскалация замедлится и начнется какой-то поиск точек соприкосновения с Западом. Или же красная черта будет пересечена — особенно после учений «Запад-2021», подписания «дорожных карт» и нарастания миграционного кризиса, — и тогда ситуация кардинально изменится. Беларусь зацементируется совершенно в ином качестве в региональной безопасности. Для всех, начиная от Украины и заканчивая США, это будет иметь последствия. Во всех столицах это видят, что дает надежду».
— Лукашенко не хуже талибов и потом Запад должен вести с ним диалог: «Если Ангела Меркель заявила, что нужно говорить с талибами, то, наверное, есть возможности общаться и с Минском».
Таким образом, в день визита Лукашенко в Москву, Минск сигнализировал Западу о готовности к восстановлению отношений. Пугая интеграцией с РФ. Как это возможно в картине мира «Запад валил Лукашенко, а Россия его спасла»? Во-первых, в политике и не такое возможно. Во-вторых, у властей Белоруссии в реальности совсем другая картина происходящего, которую тот же «Минский диалог» емко сформулировал следующим образом: «Россия начала, Запад подключился».
- 9 сентября официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что «Белнефтехим» приостановил прокачку нефти по «Дружбе» в направлении Словакии и Венгрии из-за приема нефти по трубопроводу Одесса — Броды: «До 13 сентября «Белнефтехим» остановил прокачку по магистральному нефтепроводу «Дружба» в направлении на Будковице и Фенешлитке, запустив ее в реверс из-за приема партии нефти по нефтепроводу Одесса — Броды на территорию Беларуси». В «Белнефтехим» назвали данную операцию плановой и уточнили, что прокачка российской нефти остановлена в рамках долгосрочных контрактов с азербайджанскими партнерами.
Покупка нефти не в России всегда была разновидностью шантажа России в переговорах по нефти и более широкой повестке. Здесь же на нее наложилась еще и частичная остановка экспорта российской нефти через Белоруссию — также традиционный шантаж со стороны АГЛ. С таким багажом Лукашенко прилетел в Москву, да бы раскрыть объятья другу Владимиру и братскому русскому народу.
Утверждение союзных программ. Основные факты:
- 9 сентября на пресс-конференции по итогам переговоров Путин и Лукашенко объявили, что все союзные программы согласованы:
— Путин: «И сегодня хотел бы с удовлетворением отметить, что согласованы все двадцать восемь программ».
— Лукашенко: «Мы с Владимиром Владимировичем все принципиальные решения сегодня приняли, которые касались нас». - 10 сентября по итогам заседания Совмина Союзного государства премьер-министр России Михаил Мишустин и премьер-министр Белоруссии Роман Головченко приняли совместное заявление, в котором объявили об одобрении основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 Союзных программ.
- 4 ноября Путин и Лукашенко могут подписать союзные программы на заседании Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства в Минске. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Александр Григорьевич [Лукашенко] сказал, что говорили о возможности собраться на ВГС 4 ноября. Действительно, такая дата пока предварительно взята за основу».
Что представляют собой союзные программы. Очень коротко:
- Союзные программы призваны унифицировать экономики России и Белоруссии:
— Путин: «Речь идет о двадцати восьми так называемых союзных программах, которые нацелены на унификацию законодательства России и Белоруссии в различных областях экономики».
— Лукашенко: «В союзных программах четко прописаны механизмы развития единого экономического пространства, формирование объединенных отраслевых рынков, реализация гармонизированной финансовой, налоговой, кредитной, ценовой, торговой политики». - По газу так и не договорились до конца. Союзная программа по газу оставалась последней несогласованной накануне визита АГЛ в Москву. И, судя по всему, ее так в реальности и не согласовали. Цитата из совместного заявления премьер-министров РФ и РБ: «Стороны договорились о координации действий в части формирования цен на российский газ для белорусской стороны на 2022 год, а также разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа Союзного государства (к июлю 2022 года). До 1 декабря 2023 года запланировано подписание дополнения к Союзной программе, определяющего основные принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа, а также сроки их внедрения исходя из движения в сторону сближения условий хозяйствования в газовой сфере относительно текущего уровня».
- Реализация программ требует заключения ряда дополнительных соглашений. Примеры:
— до декабря 2022 года заключить соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики.
— стороны договорились о принятии международного договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов Российской Федерации и Республики Беларусь и гармонизации национальных законодательств.
— стороны договорились подписать межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электроэнергии.
— стороны договорились заключить до 31 декабря 2022 года межправительственное соглашение о Единых правилах в области защиты прав потребителей в Союзном государстве. - Что с основными налогами? Цитата из совместного заявления премьер-министров: «В налоговой и таможенной сферах стороны договорились заключить международные договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам». Вопрос основных налогов никак не затронут в опубликованных текстах.
- Прообраз наднационального органа. Цитата из совместного заявления премьер-министров: «В налоговой и таможенной сферах стороны договорились заключить международные договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам и об углублении взаимодействия между таможенными органами, внедрить интегрированную систему администрирования косвенных налогов Российской Федерации и Республики Беларусь, создать совместный консультативный орган — комитет Союзного государства по налоговым вопросам».
Консультативный орган — это орган без полномочий. Либо это пролог к наднациональному органу власти, либо профанация.
Союзные программы подразумевают унификацию экономик России и Белоруссии до уровня, когда населению и бизнесу будет трудно отличить одну от другой. Но не прописаны механизмы контроля. Консультативный орган создается только по налоговым вопросам и даже он не имеет внятно прописанных полномочий.
Россия и Белоруссия интегрируют так, «чтобы никто не догадался». Военные базы создаются под видом учебных центров, а фактически контроль передается России без создания наднациональных органов? Даже если белорусская сторона взяла на себя соответствующие обязательства, проверить их можно будет только на практике.
В целом же союзные программы сами по себе не являются цельным проектом. Либо это пролог к фактической реинтеграции Белоруссии в состав России (всё унифицируем до степени неузнаваемости госграниц и потом объявляем, что их нет). Либо пафосный провал, замыленный в бесконечных соглашениях и допсоглашениях.
Наконец, что со сроками? Белорусские чиновники уже говорят о том, что на реализацию некоторых программ потребуется 7 лет. Помимо межгосударственных соглашений, есть еще соответствующее переписывание законодательства России и, прежде всего, Белоруссии. А это еще одно пространство для затягивания времени.
Прочие немаловажные вопросы. Основные факты:
- Единое оборонное пространство. Путин: «Сегодня нами также обсуждены вопросы строительства единого оборонного пространства и обеспечения безопасности Союзного государства на внешнем периметре».
Военные вопросы не проговаривались в подробностях. Но общий вектор текущей интеграции РФ и РБ подтвержден. Ключевые направления: экономика и военная сфера.
- Союзный парламент.
— Путин: «Полагаем, что прежде всего нужно заняться экономикой, а все потом естественным образом будет требовать дополнительного регулирования, в том числе, может быть, и на уровне союзного парламента — я не исключаю, что такой может быть создан. Но для этого нужно, что называется, подрасти».
— Лукашенко о создании единого парламента ничего не говорил.
— Глава комитета Госдумы по делам СНГ, член КПРФ Леонид Калашников заявил, что на создание общего парламента России и Белоруссии потребуется полтора года, если стороны принципиально начнут договариваться.
— Песков заявил, что о парламенте пока речи не идет: «Нет, пока в настоящий момент нет. Действительно, определенные рабочие механизмы в соответствии с союзными программами будут создаваться, координационные механизмы. Ну а что касается парламента, то пока об этом речи не идет. Это вопрос на перспективу».
— Член международного комитета Совфеда Сергей Цеков заявил, что на создание парламента потребуется 10 лет: «На создание единого союзного государства с едиными органами власти в политике и экономике уйдет прилично времени. Думаю, что не меньше 10 лет. Хотя жизнь может заставить сделать это быстрее, если будет продолжаться внешняя агрессия против России и Белоруссии. Может потребоваться проведение референдума в России и Белоруссии по этому вопросу. Была бы воля на создание такого государства, если граждане двух стран его поддержат. Может быть, Белоруссия поглотит, в конце концов Россию, можно и так поставить вопрос».
Путин сделал заявления про возможность создания единого парламента в ответ на заготовленный вопрос российского журналиста. Это не случайность. И это, безусловно, заявка на реинтеграцию Белоруссии де-факто в состав России. Заявления депутатов и сенаторов нужно фильтровать на предмет реальной вписанности в контекст и рассуждения от себя. На 10 лет вперед никто такие вопрос планировать не будет.
- Народы не готовы к интеграции. Лукашенко: «За нами не заржавеет, как в России и в Белоруссии говорят. Главное, чтобы этого хотели народы. Поэтому я поддерживаю тезис Президента о том, что придет время — созреете, за нами дело не станет».
Классическое высказывание Лукашенко, раз за разом заявляющего, что народ Белоруссии не готов к воссоединению с Россией.
- Россия не имеет никакого отношения к миграционному кризису на границе Белоруссии. Путин: «Меня просят как-то на это повлиять. Ответ очень простой: это нас не касается, это не наша граница. <…> Мой ответ такой: идите, разговаривайте с властями Белоруссии, что вы с нами-то разговариваете? Поэтому Россия здесь ни при чем. Это первое».
Путин категорически отмежевался от миграционного кризиса и призвал Запад для его разрешения обращаться к Лукашенко. Здесь трудно провести грань между призывом обращаться только к Лукашенко и призывом вводить санкции только против Лукашенко.
- Россия не будет покупать признание Крыма у Лукашенко. Песков: «Нет, эти темы не обсуждались. Президент Путин никогда не поднимает сам эти вопросы».
Кремль не стал покупать у Лукашенко признание им Крыма частью России. Второстепенный товар не был продан по цене стратегического.
- С чем уезжает Лукашенко:
— сохранение цены на газ на 2022 года на уровне текущего года;
— дополнительные кредиты общим объемом до $630 млн за период с сентября текущего года до конца 2022 года;
— снятие ковидных ограничений с авиаперелетов между РФ и РБ.
Это незначительные вопросы. Ничего существенного Лукашенко (пока?) не получил. Но это может измениться. Например, кредитование может идти по линии евразийских и прочих банков/фондов, а не только из бюджета России (хотя де-факто всё это в конечном итоге за счет российского госсектора).
- Что привез Лукашенко:
— ритуальное объявление о согласовании союзных программ, сделанное под выборы в Госдуму.
Союзные программы станут юридически обязывающими документами после того, как их подпишут президенты. Но и после этого начнется огромная волокита подписания допсоглашений, изменений внутреннего законодательства и подзаконных актов и т. д.
Лукашенко отчаянно посылает сигналы Западу, требуя восстановления отношений и угрожая в противном случае уйти в Россию. При этом делая всё для того, чтобы в Россию не уйти. Если внутриполитическое время работает скорее против АГЛ, то внешнеполитическое может сработать и на него. Пересидеть свой конец и остаться — вот ставка Лукашенко.
Россия же так или иначе готовит уход Лукашенко. Косвенным свидетельством чего является и отказ Кремля покупать у АГЛ признание Крыма частью России. Зачем? Если АГЛ скоро должен уйти, а потом с Белоруссии надо снимать санкции, длительное применение которых издержечно и для России.
Первый акт — подписание первичной интеграции — запущен и вскоре может быть доведен до конца. Далее конституционная реформа и выборы без Лукашенко.
10.09.2021 НС
Читайте также:
Похожие записи:
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 47
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 17
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 23
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 60
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 42
Хочешь стать нашим корреспондентом?
Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!
#НС ID11063 10 Сен 2021 Пт 19:18***