В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 1

Часть первая.

НАРОДОВЛАСТИЕ.

1. Род, семейное хозяйство и ремесленные общины.

На сайте «История России» можно узнать, что до образования городов, княжеств и государства Российского у восточных славян было два общинно-племенных строя:

— родовая община;

— соседская община. 

Основную ячейку первобытнообщинного строя составлял род (отсюда слово родственники).

Род — семья или группа семей, образующих единое племя.

Так было, начиная с VI века нашей эры.

Семьи составляли роды, роды – племена, а племена заключали союзы друг с другом. Род на род образовывал «народ». Народ входил в состав племенного союза.

С VII по IX век родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Теперь племена формировались уже не на основе семей или клана семей, потому что в племя мог войти любой человек со своей семьей из другого племени. Поэтому члены племени были уже не родственниками друг другу, а просто соседями.  

Основную ячейку второго общинно-племенного строя составляла соседская община.

При родовой и семейной общине было два типа имущества:

— имущество семьи  (дома, животные, инструменты и так далее) на основе коллективной собственности;

— общинное имущество племени  (земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее) на основе общей собственности.

На основе семейной собственности зародились «семейные отношения», которые включали в себя способ обмена и распределения продуктов семейного хозяйства и способ управления семейным хозяйством. При этом в каждой семье складывались свои, присущие ей семейные отношения, поэтому структуру семейного управления определить сложнее, чем структуру племенного управления.

Структура управления в племени при любом строе у восточных славян, условно говоря, была везде одинаковой. Были некоторые различия, но они были незначительными. Высшим органом управления было «общее собрание племени», которое называлось «вече». На вече решались самые важные вопросы, а также избирался Князь (Воевода) и Старейшина. Всё взрослое население племени представляло собой народное ополчение – милицию. В ополчение, как правило, входили люди, которые могли встать на защиту племени в случае нападения неприятеля. Командовал ополчением Воевода или Князь. Старейшина хранил традиции, нормы и правила племени, на основании которых решал все спорные вопросы и конфликты, возникающие между членами племени.

Затем, с разделением труда и появлением славянских городов, на Руси стали формироваться общины не по семейному, а по производственному (профессиональному) признаку.

Люди, которые занимались, например, только войной и грабежом, создавали военные общины – дружины во главе с воеводой или князем.

Люди, которые занимались только сельским хозяйством, создавали сельские общины – крестьянские общины во главе со старостой.

Люди, занимающие другим ремеслом, создавали свои ремесленные общины.

Внутри ремесленных общин создавалось и свое не племенное, не семейное, а «общинное самоуправление» на основе коллективной собственности. Самоорганизация жителей по ремесленному принципу положила начало в Древней Руси развитию «общинного самоуправления». И если семейное самоуправление опиралось на традиции семьи, то общинное самоуправление стало опираться на те нормы и правила, которые помогали нормально и правильно развивать свое хозяйство, ремесло или производство.

С развитием производства менялись производительные силы (люди и средства производства), менялась форма собственности людей на средства производства, а потому видоизменялись старые нормы и правила управления и появлялись новые. Эти новые нормы и правила управления, в виде общих установок утверждались общинным собранием (сходом) и были обязательны для всех, кто входил в данную общину.

Так люди постепенно учились управлять собой в коллективе, т.е. учились «общинному самоуправлению».

Общинное самоуправление – умение членов хозяйственного коллектива решать дела внутреннего управления по собственным нормам и правилам, установленным в пределах отдельного коллектива всеми участниками данного коллектива.

Постепенно развиваясь в рамках межплеменных союзов, ремесленные общины, в конце концов, закреплялись на части территорий русских городов и там создавали первичные органы самоуправления, которым сами же и подчинялись.

Такова, например, история развития купеческих общин на Руси.

Сначала купцы из различных славянских племен создали свою собственную организацию, не связанную с конкретной территорией. Но затем, с появлением русских городов, купцы стали создавать свои общины (сотни) на городских территориях. Купеческие семьи жили в городах улицами или слободами, имели своих выборных старост — сотников. Потом свои общины в городах стали создавать и так называемые «черные люди», к которым относились городские ремесленники и разнорабочие, земледельцы и сельские промышленники, а также торговцы, не записанные в купеческие общины.

Вот так на территории Древней Руси сформировалась система Общинного самоуправления.

Общинное самоуправление – это форма народовластия, посредством которой члены общины самостоятельно и под свою ответственность решали социальные и экономические вопросы общинного хозяйства.

Экономическую основу Общинного самоуправления составляли различные общины по роду занятий и ремесел на основе коллективной собственности. Общины представляли собой, как правило, немногочисленные производственные или торговые коллективы со своим Общинным самоуправлением, как в самом городе, так и в его районах, пригородах и волостях.

Все вопросы, связанные с распределением результатов труда, решались на сходе общины.

Община защищала интересы членов общины во всех внешних отношениях, несла ответственность за действия своих членов. Затем один из городов союза, в силу своего выгодного территориального расположения, становился Старшим городом, таким, например, как Киев, Псков, Новгород, Москва, Смоленск и др.

Городами тогда назывались те главные крупные общины, к которым примыкали мелкие общины. Они делились на Старшие города и пригороды и имели внутреннее административно-территориальное деление, обусловленное производственным фактором.

Своеобразным было, например, административное устройство Старшего города Пскова.

В административном отношении город Псков делился на шесть районов. Районы делились на улицы и слободки. Остальная территория Псковской земли делилась на 12 пригородов. Пригороды подчинялись районным органам власти. К каждому району прикреплялось по два пригорода. Пограничная территория Пскова делилась на так называемые губы (губернии) или округа, которые, в свою очередь, делились на волости. Волости делились на несколько сел и деревень, которые образовывали ремесленные общины.

Членам ремесленных общин некогда было заниматься войнами, поэтому у  них не было постоянного войска. В случае неприятельского нападения, члены общин собирали ополчение (милицию) и таким образом защищали свою территорию. В ту пору существовали и такие общины (дружины), которые своим ремеслом считали войну. Военная дружина состояла из дружинников, которыми командовали воеводы или князья. Вскоре производственные славянские общины стали принимать «на кормление» в Старший город некоторых воевод и князей с их дружинами для защиты своих хозяйств от любого неприятеля.

Дружинники несли охранную и ратную службу, а члены производственных общин за это их содержали и кормили. Ратный вопрос, какого князя с дружиною пригласить для защиты Старшего города и его окрестностей, обсуждался и принимался на вече. При нападении варваров, общинники со всего пригорода обычно собирались в Старшем городе и совместно с князем и его дружинниками давали отпор неприятелю.

Надо отметить, что во время военных действий, все члены общин и все жители города подчинялись Князю, беспрекословно выполняя все его приказы и поручения.

Но как только война прекращалась, княжеская власть «отмирала» и упразднялась.

В мирной жизни города Князь самостоятельно не мог влиять на общинные и городские органы самоуправления.

В. Шумсков.

(продолжение следует)

29.11.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7325 29 Ноя 2020 Вс 11:31


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх