В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 14

14. «Сталинская конституция», бюрократический централизм и «отмирание» народовластия.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР, которая в народе получила название «сталинской конституции».

В статьях 4 и 5 новой Конституции было записано: «Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Таким образом, в 1936 году новая коммунистическая Публичная власть фактически прекратила действие Новой Экономической Политики и окончательно поставила на путь «отмирания» коммерческий сектор экономики, объявив коммерческую деятельность уголовно наказуемым деянием.

Все предприятия различных нормативно-правовых форм, работавшие в коммерческом секторе, стали упраздняться или реорганизоваться, а их рабочие и служащие увольнялись и разбредались по всей стране.

Одни нашли своё место в некоммерческих секторах экономики, а другие всё-таки продолжили свою коммерческую деятельность, но уже неофициально и незаконно, тем самым закладывая основы «теневой экономики» в СССР.

Так в стране появились «спекулянты, фарцовщики и цеховики», т.е. люди, занимающиеся незаконной коммерческой деятельностью.

При этом надо заметить, что до самой смерти И. Сталина Публичная власть не особенно яростно боролась против «коммерсантов и коммерческих предприятий», давая возможность коммерческому сектору спокойно и эволюционно «отмирать».

После принятия «сталинской конституции» экономика СССР включала в себя три сектора:

1. Зарождающийся сектор – колхозно-кооперативный.

2. Господствующий сектор – государственный.

3. Отмирающий сектор – коммерческий, незаконный, теневой.

Название Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в новой Конституции также было преобразовано. Они стали называться «Советами депутатов трудящихся».

Публичная власть того времени состояла из трех элементов:

1. Советская власть, которая зарождалось как горизонтальная система органов местного самоуправления в колхозно-кооперативном секторе экономики.

2. Государственная власть, которая зарождалась как вертикальная государственная система органов управления предприятиями в государственном секторе экономики.

3. Партийная власть, которая фактически руководила и направляла все органы Публичной власти в сторону построения Социализма и Коммунизма.

При этом, надо заметить, что в новой Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС» не говорилось ни слова.

В основном законе СССР только вскользь упоминалось, что КПСС, выступает в роли представителя «руководящего ядра» во всех общественных и государственных организациях трудящихся.

При этом, надо заметить, что система Государственной власти замыкалась на Совнарком, который был преобразован потом в Совет Министров СССР (1945 г.).

Система Советской власти раньше замыкалась на Высший Совет народного Хозяйства, но по новой Конституции стала замыкаться на Верховный Совет СССР, при котором был создан Президиум Верховного Совета. Почему?

Потому что большевики во главе со Сталиным не без помощи «борьбы с оппозиционерами и врагами народа» добились своего и упразднили в 1932 году ВСНХ. А после этого упразднили и совнархозы на местах по всей стране.

Весь этот триумвират власти – Совет Министров, Президиум Верховного Совета и Политбюро ЦК КПСС – фактически подчинялся  решениям партийных съездов, на которых определялась общая социально-экономическая политика СССР на очередной «пятилетний план» развития Социализма в стране.

Естественно, что между съездами социально-экономический курс страны, жестко контролировался и корректировался решениями Политбюро ЦК КПСС.

Приход Партийной власти в Публичную власть принес с собой, как положительные, так и отрицательные результаты.

Партийная власть сыграла позитивную роль в том, что заменила в государственных предприятиях «коммерческий хозрасчет» на «натуральный хозрасчет».

В результате этого государственные предприятия из «унитарных» превращались в «социалистические, народные» предприятия. Они стали не «продавать», не «оказывать услуги», а «поставлять» свою продукцию друг другу и населению, удовлетворяя общественные и производственные потребности.

Продукция государственных предприятий перестала быть «товаром для рынка». Предприятия перестали быть «продавцами и покупателями», превратившись в «поставщиков и заказчиков».

Таким образом, частнокапиталистические (рыночные) отношения стали в экономике страны «отмирать» вместе с частнохозяйственным капиталистическим укладом и коммерческим сектором.

Отрицательную роль Партийная власть сыграла в том, что она под давлением Государственной власти, которая объективно развивалась на принципах «бюрократического централизма», постепенно свой партийный «демократический централизм», как принцип управления, стала подменять государственным «бюрократическим централизмом».

Общие собрания коммунистов превратились в формальные заседания, на которых, якобы, «избирались» руководители, которых фактически предлагали (назначали) «сверху».

Это сказалось и на органах Советской власти.

Общие собрания рабочих и служащих и Советы трудовых коллективов на госпредприятиях перестали играть существенную роль, превратившись в формальные «бюрократические заседания».

Другими словами, «выборность должностных лиц» и «принципы представительной и прямой демократии» подменялись постепенно «назначением партийных и советских должностных лиц сверху» и «принципами партийного единоначалия».

И чем мощнее становился государственный сектор экономики, тем прочнее в Публичной власти укреплялись принципы «бюрократического централизма».

Чем прочнее становились принципы «бюрократического централизма», тем сильнее становилась Государственная власть в СССР.

Чем сильнее становилась Государственная власть в СССР, тем слабее становилась Советская власть и слабела роль органов местного Советского самоуправления в системе единой коммунистической Публичной власти.

Местное самоуправление в лице Советской власти под давлением Партийной и Государственной власти уступало свои позиции и отходило на второй план.

Советы по «сталинской конституции» самостоятельно решали вопросы, как местного, так и государственного характера.

Но «самостоятельность» этих решений имела чисто формальный характер.

Все решения фактически принимались в органах Партийной власти.

Демократический централизм, формально допускал автономию и самостоятельность органов местной Советской власти.

Но так как, горизонтально-территориальные органы власти были жестко встроены в вертикально-отраслевую систему Партийной и Государственной власти, то в действительности Местные советы теряли свою самостоятельность и фактически выполняли решения не Советов и не общих собраний, а исполнительных органов Партийной и Государственной власти.

Реально в стране господствовала Партийная власть, которая вкупе с Государственной властью препятствовала развитию, как коммерческого сектора экономики, так и колхозно-кооперативного, преобразуя колхозы в совхозы.

Господство Партийной и Государственной власти способствовало господству «бюрократов и чиновников всех уровней».

Публичная власть превратилась в «административно-командную систему управления производством». И такая модель управления государственным сектором экономики объективно стала защищать не «интересы народа», а «интересы партийной, хозяйственной и военной бюрократии», которым выгодно было господство именно Государственной (общей, социалистической) собственности на средства производства.

Почему выгодно?

Да, потому, что, «частной собственностью бюрократа является государство» (К. Маркс).

Таким образом, мы  можем уверенно сказать, что Государственный сектор экономики развивался в СССР не при господстве Советской власти, а при господстве Государственной власти, т.е. при господстве различных форм советской бюрократии.

И коммунистическая Публичная власть, взявшая курс на построение Социализма и Коммунизма, постепенно превращалась в бюрократическую Публичную власть, защищающую курс на удержание Социализма и на сдерживание новых производительных сил, которые направили бы страну на построение Коммунизма. Потому что при переходе к Коммунизму, как доказали классики марксизма-ленинизма, государственная (общая) собственность постепенно «отмирает», уступая господствующее место в экономике страны коллективной (общественной) собственности. Собственности «ассоциированных производителей» (К. Маркс).

В послевоенное время, в 50-х годах в СССР господства Советов, господства Советской власти в системе коммунистической Публичной власти уже не было.

Вот почему с 1917 года и вплоть до 1990 года в СССР не было принято никаких законов о Местном самоуправлении, которое фактически выступало в лице Советской власти.  

В эти годы государственные идеологи партийной бюрократии подавляли даже идеи и всякие теоретические рассуждения о Местном самоуправлении.

Можно с уверенностью сказать, что новая история развития российского законодательства о Местном самоуправлении (читай: о Народовластии) возобновилась лишь во времена Перестройки (1985 – 1993 гг.).

(продолжение следует)

В. Шумсков

11.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7788 11 Дек 2020 Пт 23:13


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх