В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 2

2. Община, городское хозяйство и Народовластие.

С развитием городов между общинами стали возникать социально-экономические вопросы, касающиеся не общинного (коллективного) хозяйства, а городского (общего) хозяйства – ремонт улиц и дорог, создание общегородского рынка, строительство крепостных стен, защитных фортификаций, формирование пожарной части и т.д.

Так в городах, наряду с коллективной общинной собственностью стала зарождаться общая городская собственность и общегородское хозяйство.

А каждая форма собственности, естественно, порождала свои производительные силы (людей и средства производства) и свои производственные отношения, в рамках которых и развивались эти производительные силы.

А производственные отношения, в свою очередь создавали не только способы обмена и распределения результатов труда, но и систему управления новыми производительными силами.

С появлением городской формы собственности появлялось «городское хозяйство», «городские средства производства», а также «городские люди», которые управляли «городским хозяйством», а вместе с ними появлялись «городские нормы и правила», которые регулировали «городское самоуправление».

Система Общинного и Городского самоуправления выглядела, примерно, так.

Высшим органом Общинного, коллективного самоуправления являлся «сход участников (членов) общины».

Высшим органом Городского самоуправления являлось городское вече, на котором присутствовали представители общин. 

Городское вече (собрание) представляло собой совокупность представителей ремесленных общин, поэтому впоследствии его стали называть «высшим законодательным органом самоуправления».

Городское самоуправление – это форма народовластия, посредством которой население на определенном месте жительства самостоятельно и под свою ответственность решало социально-экономические вопросы городского хозяйства.

Если решения, принимаемые на сходах, были обязательными только для участников (членов) общин, то решения, принимаемые на вече, были обязательными для всех членов общин и городских жителей, в том числе и для княжеской дружины.

При этом решение вопросов местного (общинного или городского) значения осуществлялось двояким образом.

Если вопрос мог быть решен с помощью самих участников схода или вече, то его решали непосредственно прямым и открытым голосованием и решение исполнялось непосредственно самими участниками схода или вече.

Если вопрос не мог быть решен с помощью участников схода или вече, то для его решения избирали «выборное должностное лицо», или «представительный исполнительный орган самоуправления», которым и передавалось право решения этого вопроса.

Прямая и представительная демократия – это формы самоуправления и способы решения вопросов Общинного и Городского значения.

Вопросы Общинного и Городского значения – это вопросы непосредственного жизнеобеспечения  населения, решение которых осуществлялось населением непосредственно и (или) опосредованно через выборные органы Общинного и Городского самоуправления.

Прямая демократия – это способ непосредственного участия граждан в Общинном и Городском самоуправлении, при котором решение вопросов по жизнеобеспечению граждан осуществлялось непосредственно самими гражданами. 

Главным принципом прямой демократии являлось правило, согласно которому решения по вопросам Общинного и Городского значения принималось прямым и открытым голосованием, при этом главенствовал принцип «меньшинство подчиняется большинству».  

Выборных должностных лиц, избираемых на сходах, собраниях, как и само вече, как высший орган самоуправления, можно отнести к представительной демократии.

В то же время выборные должностные лица, например, старосты общин (сотники) и главы городов (посадские), осуществляли не только представительные, но и исполнительные функции Общинного и Городского самоуправления.

Следовательно,  участники (члены) общин, а также все жители городов и волостей были обязаны выполнять не только решения органов прямой демократии, но и решения выборных должностных лиц и представительных органов.

Представительная форма демократии – это способ участия граждан в самоуправлении, при котором решение вопросов по жизнеобеспечению граждан осуществлялось через выборных должностных лиц или избранных органов самоуправления.

Главным принципом представительной демократии являлось правило, согласно которому решения по вопросам Общинного и Городского значения принималось выборными должностными лицами или избранными органами, и при этом главенствовал принцип «единоначалия», т.е. «большинство подчиняется меньшинству».

При этом выборные лица и выборные органы управления неукоснительно решали только те вопросы, которые были утверждены жителями на сходе или вече, и сами они подчинялись только решениям схода или вече и отчитывались перед ними.

Таким образом, одна часть вопросов Общинного и Городского значения решалась гражданами непосредственно, а другая – опосредованно, т.е. через выборных лиц и выборные органы Общинного и Городского самоуправления.

Правовую основу организации и деятельности Городского и Общинного самоуправления составляли решения вече Старшего города, а также принимаемые на их основе собственные решения сходов улиц, слобод, отдельных общин пригорода.

При этом Общинное нормотворчество не должно было противоречить решениям, принимаемым на вече Старшего города.

Вот так наряду с коллективным Общинным экономическим хозяйством и Общинным самоуправлением, стало развиваться межобщинное социальное Городское хозяйство и Городское самоуправление, привязанное к определенному месту (земле), как внутри, так и в пригороде Старшего города.

Но уже в это время стала развиваться и Княжеская власть.

Некоторые Князья пытались не поступить «на кормление» в Старший город, а захватить его силами своей дружины и там самим властвовать.

Городское самоуправление не допускало Княжеского правления, которое мог установить Князь силой, опираясь на свою дружину.

Городское самоуправление вполне могло воздействовать на Князя и заставить его и его дружину выполнять решения схода или вече.

Так, например, киевляне, собрав городское вече, приняли решения, чтобы Князь Святослав отказался от похода в Дунайскую Болгарию.

В это время на Киев могли напасть печенеги.

И Святослав вынужден был выполнить решение Вече.

Старший город в то время выступал в роли политического центра, который определял местную стратегическую линию по всем социальным направлениям, которую должны были выполнять улицы и слободы, районы и пригороды Старшего города, представлявшие собой Общинное самоуправление с относительной самостоятельностью.

Другими словами, в то время именно на городском вече утверждалась социальная и экономическая политика общинной городской самоорганизации местного населения.

Поэтому некоторые князья старались завоевать именно Старший город.

Русские историки доказали, что большое влияние на зарождение Общинного и Городского самоуправления в славянских городах оказало соседство Древней Руси с Грецией, где демократия, как власть народа над самим собой, появилась значительно раньше. 

В Древней Греции такая власть называлась «демократией», а на территории славянских племен – «народовластием».

Народовластие – это форма осуществления власти народа над самим собой, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через различные органы самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов жителей определенной территории (места) с учетом их традиций.

Народовластие славян включало в себя Общинное и Городское самоуправление.

Более подробно о развитии Городского и Общинного самоуправления можно прочесть здесь:

Таким образом, мы можем сказать, что на раннем этапе (VI – IX вв.) своего развития Публичная власть на Руси развивалась в форме Народовластия и имела внутри себя такие два элемента:

— общинное самоуправление, на основе коллективной собственности на средства производства;

— городское самоуправление, на основе городской собственности на средства производства.

Подобная форма народной власти, которая фактически осуществляла власть народа над самим собой,  судя по источникам русского права, а также по выводам ряда современных юристов и историков, была достаточно распространенной формой на Руси до появления в IX веке Киевского государства.

В. Шумсков.

(продолжение следует)

29.11.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7330 29 Ноя 2020 Вс 13:40


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх