В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 22

22. Комиссары, Петроградский Совет и Государственная власть.

Европейская эпоха Просвещения, когда умами прогрессивных людей владели Дидро, Руссо, Монтескье, Кант, Вольтер, Гегель, Маркс, Локк, Юм, Смит и Рикардо,  справедливо считается переломным моментом в Истории развития человечества.

Осмысливая новизну жизни и исследуя причины зарождения новых Природных, Общественных и Ментальных явлений, некоторые ученые и историки того времени стали представлять всю Историю человечества, как развитие различных социально-экономических формаций, сменяющих друг друга по закону «отрицание отрицания».

В XVII веке в Европе стала зарождаться новая социально-экономическая формация, под названием Капитализм. Вместе с ним рождалась и новая наука – политэкономия, которая стала научно исследовать различные элементы Капитализма.

Буржуазный строй приходил на смену Феодализму с помощью буржуазных революций, которые совершались в различных странах под единым лозунгом: «Свобода! Равенство! Братство!».

Новый строй, естественно, требовал новой формы Государственной власти. И эта форма проявилась в лице «буржуазной демократии», т.е. в лице Республики.

Парламентской и президентской.  

В экономике республиканских стран Государственная власть, опираясь на экономические законы развития общественного производства, уже осознанно стала развивать первые экономические уклады Капитализма: частнохозяйственный капитализм, на основе частной капиталистической собственности, и акционерный капитализм, на основе акционерной (долевой) собственности на средства производства.

К этому времени экономисты выявили несколько основных экономических закона, благодаря которым объективно саморазвиваются экономические уклады Капитализма.

Среди прочих законов, главными являются конкуренция, концентрация (увеличение) капитала и обобществление труда и средств общественного производства.

Под действием этих законов объективно саморазвивается и сама частнокапиталистическая собственность.

Различные уклады Капитализма формируются на различных формах капиталистической собственности.

Частнохозяйственный капитализм – на основе частной капиталистической собственности.

Акционерный капитализм – на основе акционерной (долевой) собственности.

Далее, под действием этих законов, акционерный капитализм превращался  в монополистический капитализм, когда в стране в той или иной отрасли общественного производства оставались в живых только две-три кампании-монополиста.

И в этот период все чаще акционером в больших национальных кампаниях становилось само государство (орган государственной власти).

Так стали зарождаться государственно-частное партнерство и государственно-капиталистический уклад в экономике ведущих стран.  

А при банкротстве национальной монополии, государство, чтобы не замедлять развитие общественного производства, вынуждено приходить на помощь и национализировать обанкротившуюся кампанию-монополию, реформируя её в государственную корпорацию.

В госкорпорации все акции принадлежали государству, следовательно, монополистом становилось в этом случае само государство.

Таким образом, в экономике некоторых стран Европы стали зарождаться два новых экономических уклада: государственно-капиталистический (государственно-частное партнерство) на основе общедолевой собственности и государственно-монополистический (государственный капитализм) на основе общей (государственной) собственности.  

Эти два уклада, в свою очередь и порождали в экономике ведущих стран Европы «государственный сектор».

На рубеже XIX и XX вв. в России, особенно в её западной части, Капитализм только-только зарождался.

После отмены крепостного права и реформ С. Витте и П. Столыпина в России в это время только-только стал успешно развиваться частнохозяйственный капитализм.

Российские крестьяне и купцы, опираясь на буржуазный опыт европейских стран, старательно осваивали предпринимательскую (коммерческую) деятельность, закладывая в России основы коммерческого сектора.  

Но развитию Капитализма в России мешали феодальные экономические уклады и политическое засилье помещиков и дворян в органах Самодержавия.

В начале ХХ века Россия стояла на пороге буржуазной революции.

И она свершилась в феврале 1917 года.

В основном, благодаря Первой мировой войне, в которую, наряду с другими странами, была вовлечена и Россия.

В то революционно-военное время Монархия уступила место Советской Республике, которая родилась и начала свое развитие в форме «партийно-военной бюрократии».

Зарождение партийно-военной формы бюрократии началось в России с появления «института комиссаров» в структуре Советской власти.

Комиссар (от франц. – уполномоченный) – представитель власти, облеченный особыми или значительными полномочиями.

Советы, как мы помним, зародились в России сначала, как форма самоорганизации граждан в революции 1905 года. Когда рабочие и крестьяне боролись против царского Самодержавия.

После февральской революции 1917 года Советы стали формироваться в молодой Республике, как органы будущей Государственной власти.

Причем надо заметить, что в стране в то время образовались две формы Советов.

Были, условно говоря, «белые Советы», в которых руководящие посты занимали меньшевики во главе с И. Церетели и правые эсеры во главе с А. Керенским.

В то же время создавались и «красные Советы», где верховодили большевики во главе с В. Лениным и левые эсеры во главе с М. Спиридоновой.

«Белые Советы» желали продолжить мировую войну 1914 года, а после её окончания создать и укрепить такую Государственную власть в Республике Советов, которая бы защищала интересы отечественных и иностранных капиталистов.

«Красные Советы» хотели прекратить мировую войну, заключив на любых условиях мир с Германией, и после этого создать и укрепить Государственную власть, которая бы защищала интересы трудящихся.

Меньшевики и правые эсеры призывали солдат «воевать до победного конца», а большевики и левые эсеры – «прекратить воевать и повернуть винтовки против отечественных капиталистов».

В связи с этим в стране возникло Двоевластие, а вместе с ним и оформление института военных комиссаров, которое  сначала происходило по линии Петроградского Совета, который возглавляли меньшевики.

Затем Временное правительство, созданное по соглашению между Временным комитетом Государственной думы и исполкомом Петроградского «белого совета», взяло инициативу в свои руки.

В это время большевикам во главе с В. Лениным даже пришлось снять с повестки дня революционный лозунг «Вся власть – советам!» и взять курс на «вооруженное восстание».

К концу лета 1917 года Временным правительством был создан разветвленный политический аппарат в российской армии.

«Белые комиссары» были направлены к командующим военными округами, всеми армиями и фронтами, а также в ставку Главнокомандующего, чтобы донести до Армии и Флота свою «политику».

Это был первый этап зарождения Государственной власти, когда партийные бюрократы (комиссары) вкупе с военной бюрократией (офицеры и генералы, перешедшие на сторону революции) занимали руководящие посты не только в российской армии, но и в аппаратах (управления, принуждения и насилия) новой Государственной власти.

Второй этап развития Государственной власти начался после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики и левые эсеры, которые окончательно закрепили институт «красных комиссаров» при создании Красной армии.

В 1919 году приказом Л. Троцкого был учрежден Политотдел, который затем был преобразован в Политуправление, действовавшее на правах военного отдела ЦК РКП (б).

Во время гражданской войны «красные комиссары», как прямые уполномоченные от партии осуществляли надзор за деятельностью командиров воинских частей, чтобы они придерживались «коммунистической политики».

После окончания Гражданской войны большевики и левые эсеры провели всеобщую национализацию всех средств общественного производства в стране.

В то время в экономике России сформировалось три сектора:

1. Зарождающийся социалистический сектор (колхозы, коммуны, артели в с/х и национализированные предприятия в промышленности);

2. Господствующий коммерческий сектор (кулаки, спекулянты и мелкие предприниматели на селе и картели и синдикаты в городе);

3. Отмирающий патриархальный (феодальный) сектор (помещичье и общинное натуральное хозяйство). 

Руководителями национализированных предприятий и отраслей промышленности назначались, как правило, «народные комиссары», прошедшие горнило Гражданской войны.

И как в годы Гражданской войны к каждому «командиру части» был приставлен «красный комиссар-политрук», так и после войны к каждому «командиру производства» был приставлен «красный парторг».

Вот так зарождалась и крепла «партийно-военная форма» Государственной и Советской власти, которые и формировали в то время единую коммунистическую Публичную власть в России.

Коммунистическая Публичная власть, в свою очередь,  определяла направление и курс развития всей экономики в целом.

Таким образом, можно сказать, что коммунистически настроенная военно-партийная бюрократия стала первой формой Государственной власти, которая управляла страной в период «военного коммунизма» (1917 – 1921 гг.).

Таким образом, фактически в стране начала складываться новая коммунистическая Публичная власть, элементами которой стали:

1. Государственная власть во главе с Совнаркомом (СНК) в форме «партийно-военной бюрократии»;

2. Советская власть во главе с Совнархозом (СНХ) в форме Народовластия.

При этом напомним, что, если Советская власть формировалась «снизу» на принципах демократического централизма, который присущ Народовластию, то Государственная власть формировалась «сверху» на принципах военно-бюрократического централизма, который присущ как армии, так и государству, как «аппарату насилия».

(продолжение следует)

В. Шумсков

18.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID8074 19 Дек 2020 Сб 22:04


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх