В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 23

23. Буржуазная революция, государственный капитализм и бюрократия.

Среди прогрессивных людей России было большое количество граждан, прошедших школу «легального марксизма». Они читали основные работы Смита и Рикардо, Маркса и Энгельса и знали историю развития Капитализма в Европе.

Поэтому ещё до февральской революции 1917-го года многие чиновники и генералы из царского окружения, а также российские купцы, капиталисты и революционеры знали, что революция в России будет, и что она свергнет Самодержавие, от которого уже многие устали!

Россия, с их точки зрения, была «беременна буржуазной революцией».

Революция в России будет, только не знали – когда!!!

Но кроме этого все революционеры знали, что при господстве рыночных отношений, под давлением рыночных законов (конкуренции, концентрации капитала и обобществления труда и средств производства) частная капиталистическая собственность сначала превращается в акционерную (долевую) собственность, а затем – в государственную (общую).

Смена одной формы частнокапиталистической собственности на другую осуществляется под воздействием экономических законов во время политических и экономических кризисов.

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, при единых правилах для всех её участников. 

Концентрация капитала – это процесс укрупнения индивидуальных капиталов.

Обобществление средств производства – это процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости различных производственных единиц или слияния многих раздробленных процессов производства в единый общественный процесс производства

Причиной кризисов, как правило, являются жесткая конкуренция между товаропроизводителями, внеплановая организация общественного производства и как результат этого – перепроизводство товаров и банкротство предприятий.

В этом момент проявляют себя концентрация капитала и обобществление средств производства.

Акционерные кампании, стремясь избавиться от конкурентов и монополизировать рынок, иногда специально банкротят малый и средний бизнес, превращаясь в результате этого в кампанию-монополиста.

Но банкротство самого акционерного монополиста вынуждает само государство брать его под свою опеку.

Бюрократы, олицетворяющие собой Государственную власть, могут спасти любую акционерную кампанию, ставшую монополистом-банкротом, и удержать на плаву любого олигарха-монополиста двумя способами.

Или с помощью вливания в «банкрота» бюджетных средств.

Или с помощью национализации.

В случае национализации, зарождается государственный сектор экономики, в котором олигархи и акционеры отстраняются от управления производством, а в стране зарождаются такие формы государственных предприятий, как  унитарные и казенные предприятия и государственные корпорации на основе государственной (общей) собственности на средства производства.

При этом вся прибыль от этих предприятий, естественно, идет не в карман олигархов или акционеров, а поступает в бюджет страны и направляется бюрократами на социальные нужды граждан – здравоохранение, образование, ЖКХ, охрана порядка и т.д.

И если в этот момент в обществе, в качестве эксперимента,  запретить частную и акционерную собственность, т.е. национализировать буквально все, существующие в стране, промышленные и сельские предприятия, то, естественно, вся прибыль будет поступать в бюджет страны и равномерно, и справедливо может быть распределена на  социальные нужды всех граждан общества.

Так в недрах рыночной экономики зарождается «государственный капитализм на основе государственной (общей) собственности», а вместе с ним зарождается в общественном сознании граждан «идея о справедливости» и «образ социализма и коммунизма», как идеала Будущего «справедливого общества».

Поэтому упразднение той или иной кампании-монополиста зависит от того, как настроены бюрократы, олицетворяющие собой Государственную власть – прокапиталистически или просоциалистически.

Если прокапиталистически, то они спасают частного монополиста, направляя ему в помощь бюджетные средства. Так рождается взяточничество и казнокрадство, которые в Европе принято называть «лоббированием олигархических интересов».

Если просоциалистически, то Государственная власть национализирует собственность кампании-монополиста, превращает её в государственную корпорацию и тем самым переводит из акционерного капитализма в государственный капитализм.

Государственный капитализм – это экономический уклад, который развивается на основе государственной (общей) собственности на средства производства и который является господствующим укладом в государственном секторе экономики, отождествляясь с ним.

И первой формой зарождения госкапитализма в Европе стал «государственный капитализм в условиях господства олигархов» или «олигархический госкапитализм».

А первой формой зарождения госкапитализма в СССР стал «государственный капитализм в условиях «диктатуры пролетариата», т.е. при господстве Советской власти.

При «олигархическом государственном капитализме» прокапиталистически настроенные бюрократы-либералы спасают производительные силы Коммерческого сектора экономики путем «лоббирования», т.е. бесплатной выдачи бюджетных средств олигарху или акционерам обанкротившейся кампании.

При «социалистическом государственном капитализме» просоциалистически настроенные бюрократы-государственники спасают производительные силы Государственного сектора путем национализации.

Основными производительными силами олигархического государственного капитализма, как правило, являются: акционерные общества, в которых 100% акций принадлежат акционерам – открытые акционерные общества (ОАО).

Основными производительными силами социалистического государственного капитализма, как правило, являются: акционерные общества, в которых 100% акций принадлежат государству – государственные корпорации (ГК), государственные унитарные предприятия (ГУПы) и Казенные унитарные предприятия (КУПы).

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях:

— предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные унитарные предприятия);

— предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные унитарные предприятия).

(Ст. 114 и 115 ГК РФ, п. 2, ст. 2 «Закона об унитарных предприятиях»).

Различия в правовом статусе этих видов унитарных предприятий заключаются в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника.

Право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия.

(Ст. 295-297 ГК РФ).

В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок, по распоряжению имеющимся у него имуществом, требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа Государственной власти или Местного самоуправления).

Правда, если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия

(П. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 «Закона об унитарных предприятиях»).

Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником-учредителем сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению органа Государственной власти или органа Местного самоуправления.

Особенности государственного унитарного предприятия:

— учредительным документом государственного унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия, а не учредителем.

— имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник-учредитель не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые может и должен совершить собственник-учредитель:

— назначить директора;

— утвердить устав унитарного предприятия;

— реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

— осуществлять контроль над использованием и сохранностью имущества;

— получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые государственное унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

— продавать недвижимое имущество;

— сдавать его в аренду;

— вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Оба вида унитарных предприятий, хоть и являются коммерческими предприятиями, тем не менее, многие экономисты относят их не к коммерческому, а к государственному сектору экономики, наряду с государственными корпорациями,   

Поэтому «государственный капитализм», как показало Время и сама История развития Капитализма в Европе и Социализма в СССР, мог существовать и развиваться не только при «господстве прокапиталистически настроенной бюрократии», дающей власть олигархам.

Но и при «господстве просоциалистически настроенной бюрократии», дающей власть трудящимся.

И первым это заметил и внедрил в общественную жизнь первый глава Советской Республики – В. Ленин.

(продолжение следует)

В. Шумсков

20.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID8172 20 Дек 2020 Вс 23:19


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх