24. Социалистическая революция, государственный капитализм и коммунистическая Публичная власти.
В. Ленин был «истинным марксистом», потому что всегда в своих рассуждениях и размышлениях опирался на одно из величайших открытий К. Маркса – на «материалистическое понимание истории».

В.Ленин, опираясь на это открытие К. Маркса, экономическую ситуацию, которая сложилась в СССР в 1921 году, прекрасно изложил в своей работе «О продовольственном налоге. (Значение новой политики и её условия)». В ней он выделил пять экономических укладов, существующих на тот момент в России:
1) Отмирающий патриархальный уклад (помещичье-дворянское и общинное натуральное хозяйство);
2) Отмирающий мелкотоварный уклад (сюда В. Ленин отнес большинство крестьян, торгующих хлебом);
3) Господствующий частнохозяйственный капитализм (купцы и ремесленники, создающие продукты для продажи);
4) Зарождающийся государственный капитализм;
5. Зарождающийся социализм.
В связи с этим, партия большевиков во главе с В. Лениным, приняв новую экономическую программу (НЭП), разрешив частнокапиталистическую собственность, взяла курс на «поддержку и насаждение» в республике Советов государственного капитализма.
Среди тогдашних революционеров, естественно, сразу стали возникать споры и дискуссии на тему о «государственном капитализме».
Именно в то время В. Ленин, защищая интересы не бюрократии, не буржуазии, а интересы рабочих и крестьян (трудящихся) России, выразил мысль, которая остается актуальной, и по сей день.

Как видите, читатель, в экономической литературе того времени была описана одна форма государственного капитализма – буржуазный, олигархический государственный капитализм.
В. Ленин выдвинул гипотезу о существовании ещё одной формы – «государственный капитализм в условиях господства Советской власти».
Некоторые современные экономисты называют эту «ленинскую модель государственного капитализма в условиях господства Советской власти» по-разному: «ленинская модель социализма», «советский государственный капитализм», «государственный социализм», «государственный капитализм в условиях господства бюрократии».
В работе «О продналоге» В. Ленин писал: «Весь вопрос – как теоретический, так и практический – состоит в том, чтобы найти правильные способы того, как именно следует направить неизбежное (до известной степени и на известный срок) развитие капитализма в русло государственного капитализма, какими условиями обставить это, как обеспечить превращение в недалеком будущем государственного капитализма в социализм. Чтобы подойти к разрешению этого вопроса, надо, прежде всего, возможно более отчетливо представлять себе, чем на практике будет и может быть государственный капитализм внутри нашей советской системы, в рамках нашего Советского государства».
Вот на основании этого левые эсеры и потребовали, после упразднения «коммерческого сектора» обеспечить в СССР господство Советской власти, т.е. совнархозов.
Но большевики во главе с В. Лениным, а потом и И.Сталиным призывали не спешить с «господством Советской власти».
В деревнях и селах тогдашней России власть в Советах в основном захватывали «богатенькие люди» — купцы, кулаки, середняки. И они были не прочь захватить власть во всей стране.
Большевики поэтому боялись, что на местах совнархозы выпустят частнохозяйственный капитализм из-под контроля и вместо «красных Советов», защищающих трудящихся, в деревнях и селах сформируются «белые Советы», защищающие интересы деревенских кулаков, а также отечественных и иностранных купцов и капиталистов.
И тогда в Республике Советов будет построен «государственный капитализм в условиях господства буржуазии».
Поэтому в 1923 году Центральный Комитет РКП (б) направил всем наркомам и руководителям государственных учреждений перечень должностей, назначения на которые осуществлялось исключительно постановлением ЦК.
Коммерческий сектор, допущенный большевиками в стране «в определенной степени и на определенный срок», и интересы коммерсантов и предпринимателей защищала, с одной стороны, в форме партийно-военной бюрократии Государственная власть в лице Совнаркома, а с другой, Советская власть в лице Совнархоза.
Проводя после Октябрьской революции национализацию трестов, синдикатов и других акционерных кампаний, большевики и левые эсеры ставили во главе отраслей и ведомств Народных Комиссаров.
Как известно уже в ноябре 1917 года на II съезде Советов был принят Декрет «Об учреждении Совета Народных комиссаров» (СНК или Совнарком), который в 1945 году был переименован в Совет министров.
Совнарком – первое Правительство Советской Республики, возглавил который В. Ленин.
Совет Народных Комисаров формировал отраслевую вертикаль власти, которая объективно зарождалась в Государственном секторе экономики на основе государственной (общей) собственности и которая (вертикаль власти) управляла государственным общественным производством.
Левые эсеры в 1923 году добились, чтобы при Совнаркоме был создан Высший Совет Народного Хозяйства СССР (ВСНХ).
Высший Совет народного хозяйства (Совнархоз СССР) курировал местную экономику и создавал территориальную горизонталь власти, зарождавшуюся в Коммерческом секторе на основе частнокапиталистической собственности, и в Колхозно-кооперативном секторе на основе колхозно-кооперативной (общей долевой) собственности.
Таким образом, коммунистическая Публичная власть имела внутри себя два элемента:
1. Государственная власть в форме «партийно-военной бюрократии» на принципах бюрократического централизма.
2. Советская власть в форме Народовластия на принципах Общинного и Земского самоуправления, т.е. демократического централизма.
Различие между Государственной и Советской властью, о котором мы сейчас размышляем, существовало только в сознании «продвинутых революционеров-марксистов».
В общественном сознании, а также в сознании рабочих, крестьян и советской интеллигенции любую власть, поставленную «сверху» от ЦК ВКП (б), в те годы называли «советской властью».
Государственная и Советская власть, одновременно начав свою поступь после Октябрьской Социалистической Революции, развивались параллельно и имели одинаковую силу воздействия на советских граждан. А их единство на практике было не чем иным, как коммунистической Публичной властью в форме «партийно-военной бюрократии».
Таким образом, мы можем сказать, что в двадцатые годы в СССР «государственный капитализм» вставал на ноги и укреплялся действительно при господстве «партийно-военной бюрократии».
Но этот тандем просуществовал недолго!
(продолжение следует)
В. Шумсков
21.12.2020 Ньюс-Социализм
Читайте также:
Похожие записи:
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 6
- Госпереворот состоялся? Закон о «Госсовете» — последствие уже произошедшего госпереворота
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 4
- В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 55
- Рухнул «безбожный» советский режим, пришло «божественное время». Почему жить стало хуже?
Хочешь стать нашим корреспондентом?
Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!
#НС ID8213 21 Дек 2020 Пн 23:37***