В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 3

3. Князья, бояре и смерды.

Киевское государство или Киевская Русь – это форма феодального общества, в котором было деление населения на сословия. Она складывалась в борьбе с первобытнообщинным родовым и семейным строем и Народовластием.

Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности.

Во главе Киевского феодального государства стоял Великий князь, который не имел четкого законного оформления престолонаследия. Правление Великого князя держалось на семейной традиции, согласно которой сыновья наследовали дело своего отца. Единственным правовым актом Киевского государства, дошедшим до наших времен, была «Правда Ярослава» или, как ее стали называть впоследствии, «Русская правда».

Русская правда – свод законов и судебных правил и норм, выданный Ярославом Мудрым в виде Жалованной Грамоты городу Новгороду, жители которого помогли ему в сражении с войсками князя Святополка.

Этот нормативный акт представляет собой 18 статей, которые регулировали право на кровную месть, на наказание за убийство в виде штрафа, на наказание за побои, на езду на чужом коне, на порчу чужого имущества и т.д.

Полномочия и власть Великих князей в Киевской Руси зависели не от законов, а от его авторитета и реальной силы, которую представляла его дружина.

Не надо забывать, что, прежде всего, Великий князь был воеводой (военачальником) или, говоря современным языком, представителем военной бюрократии.

Четко определенных органов Государственной власти в Киевской Руси не было.

Существовала «десятинная» система управления (тысяцкие, сотники, десятники), которая сохранилась от военной бюрократии.

Князь и его дружина собирали налоги с населения, судебные сборы и штрафы.

Вече, сохранявшееся со времен родового и общинного строя, постепенно утрачивало свою власть. И, тем не менее, Вече имело право избирать Великого князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением Великий князь обязан был заключить с вече Договор. С распадом Киевского государства (XII век) на отдельные (удельные) Княжества,  вече стало вновь обретать силу в Старших города Княжеской Руси.

Существенным органом власти в Киевской Руси были совет дружины и боярский совет.

Ярами в Древней Руси называли особо преданных слуг.

Ярый, яростный – особо преданный.

Дворцовых слуг Великого князя называли «большими ярами», т.е. боярами.

Были военные бояре (совет дружины), которые несли у князя военную службу и дворовые бояре (совет бояр), которые вели мирные, хозяйственные княжеские дела.

Советоваться с Советом  дружины или Советом бояр было морально-нравственной обязанностью Великого князя.

Постепенно в Киевской Руси военную бюрократию сменяет  «мирная бюрократия», представители которой превращались со временем в княжеских должностных лиц, назначенных Великим князем.

Четкого административного деления в Киевской Руси не существовало. Были в основном города и волости.

Волость – местность, земля, на которой осуществлялась «волость, власть» Великого князя.

Управление на местах и землях (свою власть на местах) Великий князь осуществлял через посадников и волостелей, которые не получали жалования, а содержались за счет сборов с населения.

Такая система управления получила название «кормление».

Органом управления в малых городах и поселения оставалось Общинное самоуправление.

Иногда Великий князь отдавал своему отличившемуся в чем-то боярину землю, где тот родился.

Такие земли стали называть «боярской вотчиной».

Крестьянские общины в боярских вотчинах переходили в собственность бояр.

Так стало зарождаться боярская собственность, боярское хозяйство и боярское управление, при котором крестьяне и сельские общины становились полностью подвластны боярам-собственникам, а через них и князю.

С тех пор на Руси появились смерды, которым бояре и князья стали навязывать свою волю, направляя их деятельность для удовлетворения своих потребностей.

Смерд – это член сельской общины, но зависимый непосредственной от боярина и князя крестьянин.

Боярство, как сословие было неоднородным и делилось на разные группы.

Принадлежность к этим группам давала право быть привилегированной частью общества. Все преступления, направленные против бояр, согласно «Русской правде» наказывались более строго.

Бояре были освобождены от налогов.

При этом боярство в Киевской Руси не было закрытой кастой. 

За некоторые заслуги в сословие бояр мог попасть любой простой смерд (городской ремесленник или сельский земледелец).

В боярское сословие мог попасть и чужеземец – варяг, половец или печенег, оказавший значительную услугу Князю. 

Более того, в Киевском государстве боярство не отделялось от купцов и городских выборных лиц, утвержденных на вече. Все вместе они составляли, говоря современным языком, «городскую элиту», «почетных граждан города».

В Старших города Киевского государства население ожесточенно боролось против княжеской и боярской власти, оберегая свою систему Народовластия.

Княжеская, а затем и Государственная власть, как зарождающийся элемент Публичной власти, до нашествия татар и монголов на Русь, не имела значительного влияния на Общинное и Городское самоуправление.

В большей степени русские князья в Старших городах зависели от Городского самоуправления.

Свои решения князья должны были согласовывать с городским вече, само городское вече в некоторых городах приглашало их на должность «защитника Старшего города» и смещала их с этой должности.

Например, князья смоленские были очень ограничены Городским самоуправлением, так как не могли опереться на свою дружину, которая была заодно с жителями города. В Смоленске городское вече принимало самое активное участие во всех княжеских делах, в том числе в заключении договоров с другими землями и в войнах с другими городами, которые вели князья смоленские .

Так, Новгородская, Киевская, Смоленская, Полоцкая, Волынская, Черниговская, Рязанская, Муромская системы Городского самоуправления имели весьма сильное воздействие на князей.

Но особенно Народовластие успешно развивалось в Пскове и Новгороде, за счет их удобного и выгодного территориального расположения.

Киевская Русь, как известно, перед началом татаро-монгольского ига распалась на отдельные (удельные) княжества.

Киевское государство заложило правовые основы княжеского и боярского правления, отраженное в «Русской правде» Ярослава Великого.

И с распадом Киевского государства в XII веке на княжества в Старших городах стало укрепляться княжеское и боярское управление.

Этот период характеризуется борьбой между Народовластием и Княжеским правлением.

С наступлением монголо-татарского ига (1243 – 1480 гг.) народная власть стала приходить в упадок.

В. Шумсков

(продолжение следует)

30.11.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7350 30 Ноя 2020 Пн 03:17


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх