В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 36

36. Как я стал марксистом.

Сразу оговорюсь, «марксистом» я считаю человека, который опирается в своих размышлениях о развитии Природы, Общества и Мышления на «открытия», сделанные К. Марксом.

При этом надо сказать, что в ряду многих открытий экономисты и политики всего мира особо отмечают ДВА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЯ, которые сделал К. Маркс.

Материалистическое понимание истории и закон о прибавочной стоимости.

Сегодня в России марксизм-ленинизм не преподают в полной мере ни в школах, ни в высших учебных заведениях. И это, может быть, даже к лучшему.

В СССР марксизм-ленинизм был «обязаловкой», и, на мой взгляд, именно поэтому постепенно превратился в скучную науку, которую толком и добросовестно мало кто изучал.

Расскажу, как лично я «открыл» для себя марксизм-ленинизм.

В конце 70-х годов прошлого века, я учился заочно в университете на факультете журналистики. Не знаю, как сейчас, но тогда было такое правило. Прежде чем идти сдавать экзамен, студенту надо было написать «контрольную работу» на определенно заданную тему.

Как мы писали тогда «контрольные»? Тогда ведь не было Интернета?

Правильно!

Шли в библиотеку, читали работы классиков марксизма-ленинизма, которые были указаны в нашей «методичке» и, благодаря этому, старались раскрыть тему своей контрольной.

При этом надо заметить, что брошюры с работами классиков марксизма-ленинизма продавались в любом книжном магазине по 10 копеек.

Не помню уже, на какую тему мне надо было тогда писать. Но хорошо помню, что для написания контрольной работы, я купил брошюру Ленина «Государство и революция».

Так как время уже поджимало, то я, не мудрствуя лукаво, тупо переписал из работы вождя некоторые подходящие абзацы и отнес «свою работу» в деканат.

Когда меня не допустили до экзаменов, а вызвали на ковер к декану, я, конечно, испугался.

Думаю, вот дурак! Надо было, хотя бы своими словами пересказать, что там Ленин «навыдумывал», а не переписывать всё дословно. Ведь там, в кабинетах, тоже неглупые люди сидят. Декан, к тому же, был партийным секретарем. Они ведь все работы классиков наизусть знают. У них в кабинете в специальных шкафах на полках полные собрания сочинений стоят.

Вот с таким мыслями я и вошел в кабинет декана. Там было человек пять.

И, конечно, «некто в штатском».

Когда я представился, мне стали задавать вопросы. Но не по моей контрольной работе, а по жизни.

С кем я дружу? С кем общаюсь? Какие книги читаю? На каких судах мне приходилось выполнять работы? Я тогда работал в судоремонтном цехе Дальзавода и учился в ДВГУ заочно.

А в кабинете декана, я только хлопал глазами и старался отвечать правдиво.

А потом…

Видно, «гражданин в штатском» куда-то спешил, а потому прямо меня спросил, откуда я списывал, когда писал свою контрольную работу.

Я честно признался, дескать, с книги Ленина «Государство и революция». Брошюру купил в магазине за десять копеек.

А что скрывать, когда попался!?

Неожиданно в кабинете наступила звенящая тишина.

Человек в штатском, прошел к шкафу, достал с полки том Ленина, полистал его, а потом поставил на место.

Окинув взглядом лица  «бдительных коммунистов», он сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь. Да и как было не запомнить, если эта фраза повлияла на мою дальнейшую судьбу.

Он сказал с неподдельным удивлением: «Вот никогда не думал, что вся «антисоветская литература» в наше время свободно продается в магазинах по десять копеек!».

Сказал и ушел.

Естественно, после этого мне очень сильно захотелось самому понять, что же такого «антисоветского» написал Ленин в своей знаменитой работе.

Я прибежал домой и начал вдумчиво и добросовестно перечитывать брошюру пролетарского вождя. Чтобы окончательно разобраться в вопросах и проблемах, которые поднимал Ленин, мне пришлось обратиться к работам Маркса и Энгельса.

Вот так к началу Перестройки я и стал ленинистом, а потом и марксистом. И сразу же попал под раздачу.

Самое печальное для меня было то, что я не сразу сообразил, что со мной случилось. Но я сразу почувствовал, что среди своих одновекчан, живших в гуще Перестройки, я оказался в гордом одиночестве, потому что попал сразу между двух огней.

С одной стороны, меня не понимали честные «советские диссиденты», которые критиковали марксизм-ленинизм, не отрабатывая зарубежные бабки, а испытывали чиновничий беспредел, как говорится, на собственной шкуре.

Они принимали за истинный марксизм-ленинизм тот бюрократический псевдо марксизм-ленинизм, который излагали учебники того времени и с которым они сталкивались по роду своей деятельности, не удосужившись при этом честно и добросовестно прочитать работы классиков.

Поэтому они игнорировали меня за то, что я уважительно относился к диалектике и к марксизму-ленинизму. Многие из них считали меня «засланцем КГБ».

С другой стороны,  меня невзлюбили официальные советские коммунисты из КПСС за то, что многие из них читали работы классиков марксизма-ленинизма «по-студенчески» — лишь бы сдать зачет или экзамен во всевозможных институтах или партийных школах и курсах.

А я  стал изучать марксизм-ленинизм добросовестно не по учебникам, а по работам классиков.

В 1983 году, Ю.Андропов, будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС, публично упрекнул советскую интеллигенцию в том, что она, дескать, не знает, в какой стране живет. А не знает потому, что не «изучает по-настоящему марксизм-ленинизм»!

Это «андроповское обращение» к интеллигентам, меня, конечно же, очень подхлестнуло, и я в то время стал ещё усерднее читать классиков.

Я серьезно решил разобраться, на каком этапе развития находится наша страна.

И, без лишней скромности, замечу, что я кое-чего добился в этом понимании.

И я уже тогда, в начале 80-х, пытался кое-что объяснить своим соратникам.

Тогда я был уже журналистом и членом КПСС.

Но, знаете, как относятся к «трезвеннику» в пьющей компании? Не пьёт, значит, «болеет»! А тот, кто при «господстве коммунистической идеологии» всерьез читает и изучает работы Ленина, Маркса и Энгельса – «больной на всю голову!». 

Но вот началась Перестройка! Для меня тогда в общих чертах было понятно, откуда и зачем появилась Перестройка и куда она движется!

Я знал, что такое «приватизация»! Я знал, что разрешить на какой-либо объект «частную капиталистическую собственность», – это значит сделать этот объект «предметом купли-продажи»!

Но меня мало, кто понимал, поэтому просто отмахивались, как от назойливой мухи! Дескать, не время «жонглировать философскими терминами и понятиями». Надо спасать страну! При этом, на мой вопрос, от кого спасать, никто толком ответить не мог, а вступать со мной в дискуссию не хотели.

Это уже потом я понял всю глубину нашего непонимания друг друга.

Многие из моих приятелей мыслили или метафизически, дуально и прямолинейно, как Фейербах, или диалектически, но с позиции не Маркса, а Гегеля.

Как известно, у гегельянцев, по словам Маркса, диалектика поставлена с «ног на голову». Они рассуждают с позиции идеализма – «дух, сознание – первичны, а материя и бытие – вторичны».

 Все ответы на злободневные вопросы они искали в «своих или чужих головах» или только в «умных книжках», а не в реальной жизни.

Некоторые из них до сих пор считают, что «общественное сознание определяет общественное бытие».

А я, как потом выяснилось, размышлял тоже диалектически, но с позиции диалектического материализма.

«Общественное бытие определяет общественное сознание»!

И в то время я понимал, что не нужно было слушать велеречивых ораторов, а пристально и скрупулезно изучать наше «общественное бытие». При этом, конечно, изучать с помощью диалектического способа мышления.

А приобрел я этот способ мышления (способ познания реальности), оказывается,  стихийно,  благодаря тому, что «запоем» читал Маркса, Энгельса и Ленина. Ведь не секрет, что читая любую книгу, мы вместе с содержанием перенимаем и способ мышления автора.

Поэтому в годы Перестройки я был не диссидентом и не коммунистом,  а добросовестным защитником истинного марксизма-ленинизма, как научной теории об общих законах развития Природы, Общества и Мышления.

Но у меня не было философского образования.

Когда я в годы Перестройки познакомился с работами Э. В. Ильенкова и А.Ф. Лосева и Ю. Семенова, узнал, как их преследовали в годы «развитого социализма», то я понял, что под такую же раздачу, только в высших эшелонах власти, попали и они.

И ещё одну истину я понял во время Перестройки.

Я часто вспоминаю слова поистине народного писателя Василия Шукшина, который, как я прочёл в «Литературной газете» № 40 от 2 октября 1985 года, однажды  сказал: «Идею коммунизма наш народ принял, будучи очень голодным. Он и понял, что когда-нибудь можно будет наесться вволю, нарядиться, и не будет этих, которые заставляют гнуть спину на себя. Дальше в «тонкости» он не полез».  

А этими «тонкостями», как я теперь понимаю, как раз и являются диалектический материализм и диалектический способ мышления.

Советские люди потеряли Советский союз ещё и потому, что не «полезли» в марксизм-ленинизм и в диалектику сами, а доверили это дело Номенклатуре, которая, извратив и предав забвению это учение, привела нас туда, где мы сейчас находимся.

И теперь, нам остается только согласиться с известным изречением, убеждающим нас, что «спасение утопающих есть дело рук самих утопающих».

И сегодня я уверен, нашу страну и нас всех спасет только Самообразование, Самоорганизация и Самоуправление.

В этом я, анализируя реальную действительность, убедился окончательно!

(продолжение следует)

Полный архив публикаций автора здесь — https://news-socialism.su/stranicza-avtora-v-shumskov/

В.Шумсков

06.01.2021 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID9131 06 Янв 2021 Ср 19:40


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх