В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 5

5. Помещики, крестьяне и Земское самоуправление.

После учреждения Иваном Грозным нового Государственного органа под названием «Земский приказ», на Руси стали создаваться «земства» и Городское самоуправление стало замещаться «Земским самоуправлением».

Земства (земские учреждения) – выборные органы городского самоуправления, в которых обычно входили земские собрания и земские управы.

В 1550 году появился еще один нормативно-правовой документ, который способствовал зарождению законодательной базы для легитимного осуществления Народовластия.

В историю права на Руси он вошел под названием «Судебник Ивана Грозного».

Данный «Судебник» был принят на первом Земском Соборе, на заседании которого присутствовали не только представители Боярской думы, но и представители других слоев населения.

Земский Собор – это сословно-представительское учреждение при становлении Самодержавия, на собрании которого присутствовали представители почти всех слоев населения России. На Земском Соборе обсуждались не только политические, но и административные и судебные вопросы.

Судебник Ивана Грозного, ликвидируя судебные привилегии «удельных князьков, наместников и волостителей», усиливал роль не только Государственной власти, но и Народовластия.

Теперь сельская община могла выдвинуть в суд своих выборных людей. Представители Государственной власти, назначаемые на должности сверху царем,  отныне не могли судить смердов без участия выборных представителей от общины.

Более того, каждая община должна была иметь не только своих представителей на суде, но и своего «земского дьяка», который обязан был вести на суде дела простых людей.

Для присутствия на суде, общинники избирали «лучших людей» и приводили их к присяге.

Судебник более подробно регламентировал взаимодействие между представителями Государственной власти, поставленными на кормление и крестьянами. Он запрещал насильственное обращение крестьян в «холопы», разрешая свободный переход крестьянина после уплаты им соответствующих налогов, переходить от одного хозяина к другому.

В 1552 году, как известно, Иван Грозный завоевал Казанское ханство. В связи с этим появилась возможность обеспечить «землями для кормления» бояр.

Однако, число государевых слуг в то время росло быстрее, чем количество земель для их прокорма. Поэтому в 1555 – 1556 годах грозным царем была проведена новая земская реформа.

Причинами проведения данной реформы стали:

1. Численный рост «слуг государева двора», что сделало невозможным материальное обеспечение их «кормлениями».

2. Злоупотребления чиновников, поставленных на кормление.

3. Готовность населения выкупить право на сбор налогов и их перечисление в Государеву казну через своих выборных лиц, без участия «посредника-кормленника».

В ходе новой земской реформы были отменены «кормления» и сформированы новые «земские органы самоуправления на местах».

Были определены права и обязанности, избранных «миром» (читай: сходом или вече) земских старост и посадских глав, которые и осуществляли сбор налогов.

Но с упразднением системы «кормления» в государстве стала развиваться «поместно-дворянская система землевладения».

При дворе царя, как известно, было два рода слуг (бояр).

Слуги вольные, военные, которые составляли боевую дружину Великого князя и служили ему по договору.

Слуги дворцовые, которые имели чины и служили непосредственно князю в его мирских делах.

Если дворцовые слуги, чиновники, получали землю от князя на «кормление» и обязаны были следить за сбором налогов в княжескую казну, то военные слуги, дружинники, получали от него «поместье (двор) для кормления» и должны были за это в случае войны служить в дружине князя сами или отдавать на службу своих сыновей.

Поместьем (двором) в то время назывался участок государевой земли, данный государем в личное пользование служивому человеку, как вознаграждение за военную службу и как средство для военной службы.

Помещиком (дворянином) становился вольный военный слуга князя, получивший поместье.

Крестьянство на Руси состояло из свободных крестьян и зависимых крестьян (смердов).

Зависимые крестьяне – крестьяне, которые трудились в общинах и на княжеских и боярских землях.

Свободные крестьяне не владели собственностью, однако могли выступать арендаторами земли.

Получая землю в аренду от помещика-дворянина, крестьянин должен был каким-то образом заплатить за неё помещику.   

Так в России родились три формы платы за арендованную землю:

— натуральный оброк (крестьяне отдавали часть выращенного урожая);

— денежный оброк (отдавали часть денег от продажи выращенного урожая);

— барщина — количество дней, которые нужно отработать на земле помещика;

Фактически это было постепенное становление нового помещичье-дворянского (феодального) государства на Руси и крепостного права,  как необходимого его атрибута.

В конце XVII века, как известно, Российское государство  окончательно сформировалась  в Абсолютную монархию, которая просуществовало вплоть до февраля 1917 года. 

Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся полнота Государственной власти юридически принадлежит всецело и нераздельно одному лицу – Самодержцу, Царю, Государю, Императору (Императрице). При этом глава государства формально никем и ничем не ограничен, полностью безответственен и никому не подконтролен. В то же время именно он единолично определяет социально-экономическую политику всего государства.

В системе Публичной власти при Абсолютной монархии в России уже Государственная власть играла господствующую роль.

При этом, на первых этапах становления Самодержавия, верховная власть не желала видеть крепкую опору в лице земских органов.

Государственная власть в помещичьей России относилась к Народовластию потребительски, не видя в нем основ для усиления и процветания российской Державы.

Она использовала органы Народовластия только для увеличения государственной казны и для «кормления» своих сановников, чиновников и помещиков.

Причем в системе Народовластия Общинное самоуправление еще держалось. На арендованных землях крестьяне создавали сельскую общину и, избирая органы самоуправления, устанавливали свои нормы и правила.

Городское же самоуправление постепенно и неотвратимо стало преобразовываться в Земское самоуправление.

Земское самоуправление стало отличаться от Городского самоуправления тем, что Земское самоуправление действовало под давлением Государственной власти в «интересах народа», а Городское самоуправление  осуществлялось «посредством самого народа».

И с тех пор Народовластие на просторах Российского Самодержавия переименовалось, в конце концов, в Земство. 

Взаимодействие Государственной власти и Земства в то время не имело устойчивого характера.

Это объяснялось ещё и тем, что в сознании Великих Самодержцев отсутствовала четкая модель построения российского государства и управления им.

В борьбе за царский трон, Великие князья и Императоры редко задумывались о модели Государства и о действенном механизме управления Государством в целом и Гражданским обществом в отдельности.

Государственные деятели в то время слабо представляли себе Цель общего государственного устройства и управления.

А эта Цель, как мы сегодня понимаем, рождается тогда, когда Государство признает за Народовластием не просто горизонтально-административные подразделения, а территориально-производственные хозяйства, удовлетворяющие материальные, социальные и духовные потребности, прежде всего самого населения.

И тут надо заметить, что само Земство зарождалось и крепло в России лишь тогда, когда формировалось Гражданское общество на основе самоорганизованных хозяйствующих городских сообществ, члены которых сами между собой связаны общностью не только социальных и духовных, но и экономических интересов.

А это требовало времени. Поэтому самый большой отрезок (до 1612 года) становления Российского государства отечественные историки справедливо называют «временем Великой Смуты».

(продолжение следует)

В. Шумсков

2.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7419 02 Дек 2020 Ср 18:12


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх