В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 6

6. Указ императрицы, земские реформы и политэкономия.

10 июня 2012 года Президент В. Путин подписал Указ № 805. Первый пункт этого Указа гласит: «Установить в Российской Федерации День Городского самоуправления и отмечать его 21 апреля, в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении».

Как видим, данным Указом В. Путин не только осчастливил работников Местного самоуправления (работников МСУ) их профессиональным праздником, но и фактически  предложил историю российского законодательства о местном самоуправлении вести с 21 апреля 1785 года.

Нетрудно догадаться, что в своем Указе президент В. Путин имел в виду  Указ Екатерины II о «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» и о «Городовом Положении», благодаря которому Императрица начала свою реформу «земского самоуправления».

Думается, что В. Путин не случайно определил именно эту дату.

Реформа, произведенная Екатериной II, была не столько реформой, сколько революцией, так как она не усовершенствовала взаимосвязи и взаимоотношения между Государственной властью и Земским самоуправлением, а в корне их изменила.

Своим Указом Екатерина II, во-первых, в основу взаимодействия органов Государственной власти и органов Земства поставила не только территориальные, но и хозяйственные (производственные) принципы.

Во-вторых, в её Указе была возрождена та самая сущность, которая является главным условием становления и развития самоуправления.

Речь идет о собственности, о гражданской инициативе и о свободном развитии хозяйственной деятельности горожан.

Статья 2 Городового Положения 1785 года установила, что городу принадлежат навечно недвижимая и движимая собственность: земля, сады, поля, пастьбы, луга, реки, леса, рощи, кустарники, пустыри, водяные и ветряные мельницы.

Отдавая приоритет развитию производства и различного рода промыслов, Екатерина II ввела уведомительный порядок создания всех без исключения производств, приносящих людям пользу: «Мещанин волен заводить станы всякого рода, и на них производить всякого рода рукоделие, без иного на то дозволения или приказания» (ст. 90).

Таким образом, Городское самоуправление вновь стало представлять собой союз «самоорганизованных производственно-территориальных единиц», которые становились его крепким экономическим фундаментом. 

Только, если раньше это был союз общин, то теперь вместо общин появляются управы и цехи, а вместо Общинного самоуправления формировалось Цеховое самоуправление.

И вообще, в этом Указе красной нитью проходит призыв Государственной власти к гражданам России. Смысл этого призыва состоит в том, что кроме самих граждан больше никто не сможет сделать их село, поселок, город и страну в целом процветающей.

Государственная власть в лице Екатерины II стала наконец-то понимать, что мощь государства зависит от нормального и правильного жизнеобеспечения жителей сельских поселений и городов России, которое они создают себе сами.  Когда нормы и правила своего жизнеобеспечения жители территорий создают сами, а не чиновники, назначенные органами Государственной власти.

И ещё! В этом императорском Указе Земское самоуправление было представлено в виде системы, которая включала в себя не только «общую городскую думу», «шестигласную думу», но и «градское общество».

Другими словами, Указ был направлен и на построение, говоря современным языком, гражданского общества.

Все эти правовые нововведения, направленные на улучшение взаимодействия между Государственной властью и Земским самоуправлением, Екатерина II делала, опираясь на те достижения в области управления государством, которые уже проявили себя в некоторых европейских странах.

Там национальные государства сложились раньше, чем на Руси, и «государственное управление» имело уже устойчивую законодательную базу.

Более того, в Европе уже стали осознавать роль гражданского общества в системе управления государством. Там в эпоху Просвещения уже появились работы Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье.

Русская императрица, как известно, была образованной и прогрессивной женщиной. Вела переписку Вольтером.

Естественно, она была знакома с работой Д. Локка «Два трактата о правлении», где уже были заложены идеи о «цивилизованной форме правления» в противоположность «монархической деспотии».

Гражданское общество, по Локку, есть общественная область, в которой государство имеет свои интересы.

Вот почему Указ Екатерины II совершил поистине революционные преобразования в системе Земского самоуправления.

Но более осознанно и прогрессивно к системе Земского самоуправления подошел Александр II.

Он, как известно, сначала отменил «крепостное право» (1861 год) и только после этого провел свою Земскую реформу, изменив структуру Земского самоуправления.

Вместе с тем этот самодержец уже понимал, что развитие гражданского общества ведет к буржуазной революции и свержению монархического строя. Поэтому в его Земской реформе «градскому обществу» уже места не нашлось.

В соответствии с Городовым Положением, принятым в 1870 году, к органам Земского самоуправления относились городское Земское собрание, Городская дума, Городская управа и Городской глава.

Тем не менее, при Александре II Земство становилось более устойчивой системой Городского самоуправления. Cтала более осознанной и устойчивой взаимосвязь органов Земского самоуправления с органами Государственной власти.

Появились более понятные законы о взаимодействии органов Земского самоуправления с Губернатором, с Правительственными учреждениями, с Министерством внутренних дел.

Главная роль в этих законах, естественно, отводилась Государственной власти. Хотя и ей тоже предписывалось развивать институты Земства.

Статья 6 Положения прямо зафиксировала, что правительственные учреждения «обязаны содействовать Земскому самоуправлению».

Взаимодействие Земства с Правительством усилили съезды и совещания земских представителей по различным вопросам, а также Всероссийский земский союз, созданный с разрешения Правительства.

Одним словом, в конце  XIX века Земское самоуправление в России развивалось как горизонтальная территориально-производственная система местной власти по решению вопросов жизнеобеспечения граждан, т.е. городских жителей.

Я подчеркиваю, городских жителей, потому что у сельских крестьян, благодаря отмене крепостного права вновь возродилось Общинное самоуправление в лице Сельских общин.

Сельская (крестьянская) община, стала в законодательной базе того времени именоваться «экономическим объединением и низшей административной единицей».

Сельская община также получила свою законную собственность и законную власть. Она занималась распределением земли и налогов среди своих членов, устанавливала правила использования пастбищ и леса, поддерживала порядок на своей территории.

И если в системе Земского самоуправления главенствовали принципы «представительной демократии», то в системе Сельского самоуправления главенствовали принципы «прямой демократии». Поэтому Сельское самоуправление осуществлялось не только в интересах крестьян, но и посредством самих крестьян.

Члены и Старосты сельской общины сами ставили перед собой вопросы и задачи и сами их решали и выполняли.

Сельское самоуправление не только устанавливало нормы и правила, регулирующие отношения между своими членами, но и определяла взаимодействие крестьян с помещиками.

Таким образом, к концу XIX века в России окончательно сложилась новая система Публичной власти, где главенствующую роль играла Государственная власть и Земство.

В качестве элементов в Публичную власть входили:

— система Государственной власти на фундаменте государевой (общей) собственности,  в основе которой лежали принципы назначения и единоначалия.

— система Земского самоуправления на фундаменте городской (общественной) собственности, в основе которой лежали принципы представительной демократии, которая исполняла в основном решения Государственной власти;

— система Сельского самоуправления на фундаменте общинной (коллективной) собственности, в основе которой лежали принципы прямой демократии, которая регулировала взаимоотношения членов общины, как друг с другом, так и с помещиком.

Надо заметить, что после революционного Указа Екатерины II и Земской реформы Александра II  российская Публичная власть в лице Самодержавия стала более осознанно обращать внимание на экономику в собственном Государстве.

Самодержавие стало осознанно вырабатывать собственную политику по отношению к экономике страны, опираясь не на свои «желания и хотения», а на результаты, достигнутые философией и науками в Европе в эпоху Просвещения.

Конечно, этому способствовало и появление в Европе новой экономической науки – политэкономии, которую стали изучать и прогрессивные люди в России.

(продолжение следует)

В. Шумсков

3.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7464 03 Дек 2020 Чт 21:50


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх