В.Шумсков. Размышления о публичной власти в нашем отечестве. Продолжение 9

9. Советы, самоуправление и диктатура пролетариата.

Советская форма Публичной власти зародилась и получила свое развитие в результате революций, которые произошли в России в начале ХХ века.

Во время первой  революции 1905 года, во время так называемых «Иваново-Вознесенских стачек», у ворот городской управы собрался митинг, на котором рабочие выдвинули свои требования владельцам городских фабрик и заводов.

Однако, заводчики и фабриканты отказались вести переговоры «с толпой» и настояли на том, чтобы рабочие избрали своих делегатов (депутатов) от каждого предприятия, с которыми и будут вестись переговоры.

Тут же была установлена норма представительства (один делегат от 500 рабочих) и прошли выборы делегатов открытым голосованием.

Вопреки намерениям заводчиков и фабрикантов народные депутаты отказались вести сепаратные переговоры на каждом предприятии отдельно.

Они создали «общегородской Совет депутатов».

Так представители российской буржуазии невольно помогли российским рабочим организовать свой представительный орган «рабочей власти». 

Таким образом, в России впервые зародился новый институт Народовластия – Совет народных депутатов, который не только выражал и защищал интересы трудящихся масс, но и состоял из представителей трудящихся.

После февральской революции в 1917 году силами рабочих и крестьян Советы, как «органы власти трудового народа», стали формироваться в систему «Советской власти».

В «советах», рожденных самим народом, В. Ленин прозорливо увидел будущую систему Государственной власти, которая, по его мнению, должна будет работать не только «в интересах народа», но и «посредством самого народа».

Таким образом, Советская власть рождалась не только как новая форма Народовластия, но и как новая форма Государственной власти, включающей в себя как прямую, так и представительную демократию.

Осенью 1917 года, когда к власти пришли большевики во главе с В. Лениным, судьба Земских и городских учреждений была решена.

Сначала был распущен Земский союз, а затем в 1918 году началась ликвидация Земских и городских органов власти по всей стране и замена их Советами.

Партия большевиков во главе с В. Лениным приступила к построению Социализма в отдельно взятой стране – СССР.

С этих пор не только Сельское и Земское самоуправление, но и Государственная власть стала формироваться и развиваться в России под названием «Советская власть».

Если до 1917 года законодательная база Сельского и Земского самоуправления опиралась на Указы Императоров и Императриц, стоявших во главе России, то в дальнейшем Законы о местном самоуправлении создавались Публичной властью на основе Конституции СССР.

Название Советов было закреплено вначале в Конституции РСФСР 1918 года, а затем и в Конституции СССР 1924 года.

Вся власть в стране в центре и на местах стала принадлежать Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Высшим органом Советской власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР.

Законодательными органами Советской власти на местах являлись областные, губернские, окружные, уездные, волостные съезды Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, исполнительными — городские и сельские Советы.

Высшим органом Государственной власти являлся Совет Народных Комиссаров (Совнарком), который получил статус первого Общесоюзного Правительства СССР.

Совнарком в первую очередь, как известно, национализировал всю землю и промышленные предприятия (фабрики, заводы и т.д.).

В то время в СССР существовало три сектора  экономики:

1. Колхозно-кооперативный сектор (зарождающийся), в который вошли все экономические уклады на основе общинной (коллективной, кооперативной, артельной) собственности.

2. Государственный сектор (зарождающийся), в который вошли все экономические уклады на основе государственной (общей, национализированной) собственности;

3. Коммерческий сектор (господствующий), в который вошли все экономические уклады на основе различных форм частнокапиталистической собственности;

4. Патриархальный сектор (отмирающий), в который вошли все экономические уклады на основе царской, церковной и личной собственности натурального помещичье-дворянского и крестьянского уклада, не связанные с рынком.

В связи с тем, что каждый сектор экономики развивался на присущей ему форме собственности, то в каждом секторе, естественно, зарождалась своя система производительных сил и производственных отношений, а, значит, и своя система власти, защищающая эти производительные силы и производственные отношения.

Взаимодействие секторальных систем власти, как мы знаем из Истории, и порождает единую Публичную власть.

Публичная власть, возглавляемая большевиками, с 1921 года, как известно, взяла курс на укрепление государственного сектора экономики, чтобы сделать его господствующим сектором.

После Октябрьской социалистической  революции 1917 года в России объективно стала формироваться своя система власти.

1. В колхозно-кооперативном секторе – система органов Советской власти.

2. В государственном секторе – система органов Государственной власти.

3. В коммерческом секторе зарождалась система органов Коммерческой власти.

4. В патриархальном секторе – система Военной власти (Корнилов, Юденич, Колчак и т.д.).

Так как новая Советская власть с первых своих шагов стала бороться с Коммерческой и Военной властью, то она защищала, в первую очередь, зарождающиеся сектора в экономике, которые, в свою очередь, помогали её становлению в силу экономических законов.

Зарождающийся государственный сектор экономики порождал систему Государственной вертикально-отраслевой власти, возглавлял которую Совнарком.

Зарождающийся колхозно-кооперативный сектор экономики порождал и укреплял систему Советской горизонтально-межотраслевой власти, возглавлял которую Совнархоз, созданный при Совнаркоме.

Господствующий Коммерческий сектор экономики порождал и укреплял систему Коммерческой власти, которую контролировал Совет труда и обороны, созданный при Совнаркоме.

Совету Народных Комиссаров принадлежало общее управление делами Советской Республики.

В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издавал декреты, распоряжения, инструкции и непосредственно принимал все меры, необходимые для правильного и быстрого развития государственного сектора экономики.

Совнархоз и Совет труда и обороны развивали зарождающийся колхозно-кооперативный сектор экономики и контролировали буржуазную кооперацию и частнокапиталистическую промышленность.  

Постановлением ЦИК было принято «Положение о Совете Народного Хозяйства».

В статье 2 данного Положения было прямо написано:

«К предметам ведения Совета Народного Хозяйства Союза ССР относятся:

— общее регулирование государственной промышленности и торговой деятельности предприятий Совета Народного Хозяйства, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью;

— разработка вопросов промышленного законодательства, издание руководящих инструкций, правил и обязательных постановлений, регулирующих деятельность промышленности как государственной, так и кооперативной и частной и наблюдение за их исполнением»;

Другим постановление ЦИК было принято «Положение о Совете Труда и Обороны».

Согласно этому постановлению среди прочих компетенций Совета Труда и Обороны были:

— утверждение уставов трестов общесоюзного значения и регулирование всех вопросов, отнесенных согласно Положению о государственных трестах к компетенции Совета Труда и Обороны;

— утверждение уставов акционерных обществ, действующих на территории Союза ССР;

Взаимодействие секторальных систем власти породило на первом «ленинско-сталинском» этапе (1921 – 1936 гг.) построения Социализма единую форму Публичной власти, которая действовала, опираясь на основные положения политэкономии, изложенные в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В. Ленина, И. Сталина.

На первом этапе зарождения Социализма в СССР во главе Публичной власти стояли соратники В. Ленина, а затем соратники И. Сталина. Именно эти политические лидеры определяли, какие формы собственности, а значит, и какие экономические уклады и сектора экономики Публичная власть будет тормозить, и упразднять, а какие поддерживать и развивать.

В состав новой Публичной власти фактически входил только два элемента:

1. Государственная власть во главе с Совнаркомом (СНК);

2. Советская власть во главе с Совнархозом (СНХ) и Советом Труда и Обороны, созданными при Совнаркоме.

Большевистская Публичная власть с 1917 года по 1936 год препятствовала производительным силам патриархального и коммерческого сектора экономики, насаждала в стране государственный сектор экономики и помогала развиваться колхозно-кооперативному сектору. 

Но эта политика большевиков, как и сама форма Публичной власти, сформировались не в один день.

Против большевистской политики были настроены в первую очередь кадеты, меньшевики и правые эсеры.

(продолжение следует)

В. Шумсков

6.12.2020 Ньюс-Социализм

Хочешь стать нашим корреспондентом?

Присоединяйся к нашей команде. Присылай свои новости сюда. Твою статью увидят все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, миру!

#НС ID7640 06 Дек 2020 Вс 17:24


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх